Методики исследования уровня развития памяти и протекания мнемических процессов у старших дошкольников с нарушением зрения
Страница 1

Психология » Особенности развития памяти и мнемических процессов у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста » Методики исследования уровня развития памяти и протекания мнемических процессов у старших дошкольников с нарушением зрения

Для решения поставленных задач были специально подобраны задания по исследованию уровня развития зрительной памяти и протекания мнемических процессов (запоминание, узнавание и воспроизведение) у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста. Основными критериями для отбора методик являлись:

– соответствие возрастным и индивидуальным возможностям старших дошкольников;

– диагностическая ценность в определении особенностей зрительной памяти и протекания мнемических процессов у детей с нарушением зрения;

– возможности адаптации методики с учетом состояния зрения.

Методика исследования состояла из трех серий, включающих пять заданий. В первой серии изучался уровень запоминания зрительных образов детьми с нарушением зрения. Данная серия состояла из двух заданий.

1. «Запомни рисунки» (Л. И. Плаксина).

В задании дети в получают картинки, представленные в Приложении 1, им дается инструкция следующего содержания: «На этой картинке представлены три разные фигуры. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме трех ранее показанных изображений, имеется еще четыре таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок». Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не найдет и не назовет все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов. Первый (высокий) уровень – ребенок узнал на картинке все три изображения, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек, либо 2-3 изображений за время от 45 до 55 сек. Второй (средний) уровень – ребенок узнал 2-3 изображений за время от 55 до 65 сек. Третий (низкий) уровень – ребенок узнал 1-2 изображения за время от 65 до 75 сек, либо не узнал на картинке ни одною изображения в течение 90 сек и более.

2. «Палочковый тест» (К. Гольдштейн, Б. Ширер).

Ребенку предлагается по памяти воспроизвести из палочек разной длины 6 фигур, предъявляемых по очереди в виде образцов (Приложение 1). Первые три фигуры ребенок воспроизводит, глядя на образец (обучающие пробы). Остальные 6 только по памяти после кратковременного показа образца (3-5 секунд). Ребенку предлагаются для работы карандаши или палочки разной длины.

Ребенку дается следующая инструкция: «Посмотри на эту фигуру внимательно, а после того как я ее уберу, постарайся по памяти построить точно такую из этих палочек (карандашей)».

Правильное воспроизведение фигур № 4, 5, и 6 оценивается в 1 балл, при ошибках – в 0 баллов. Фигуры № 7, 8, и 9 оцениваются в 2 балла, при искажении размеров – в 1 балл, при других ошибках – 0 баллов.

Нами были определены 3 уровня успешности выполнения задания:

– к первому (высокому) уровню отнесено безошибочно выполненное задание, либо незначительные искажения размеров фигур № 7,8,9;

– ко второму (среднему) уровню отнесены работы с небольшими нарушениями симметрии, негрубое искажение формы фигуры, а также обращение за помощью к экспериментатору;

– к третьему (низкому) уровню отнесены результаты примитивного изображения, нечеткость линий, искажение формы фигур, инверсия фигур (поворотов фигуры).

Во второй серии изучались особенности протекания мнемического процесса узнавания.

«Узнавание фигур» (тест Н. А. Бернштейна).

Ребенку предъявляют для запоминания таблицу 1 (Приложение 1), где нарисованы 9 геометрических фигур-эталонов.

Инструкция. Взрослый говорит: «Рассмотри внимательно фигуры, которые я покажу, и постарайся их запомнить». Время демонстрации 10 сек. Сразу после показа предъявляют таблицу 2 (Приложение 1), где фигуры-эталоны расположены в случайном порядке среди других фигур. Ребенок должен опознать среди них те, которые он запоминал.

Оценка результатов. Первый (высокий) уровень – ребенок узнал на картинке все девять изображений, либо 7-8 изображений, показанных ему. Второй (средний) уровень – ребенок узнал 6 фигур. Третий (низкий) уровень ребенок узнал меньше 6 фигур.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Понятие неформальных групп. Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации
Причиной возникновения неформальной группы в формальной организации является неизбежная ограниченность формальной организации, которая не может охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации.[1] Неформальная группа - · сотрудники, объединенные по их собственной воле на основе взаимных симпатий, дружеских отношений для достижения определенной цели. Некоторые неформа ...

Цель, этапы, содержание опытно-экспериментальной работы по решению проблемы исследования
Целью экспериментальной работы явилась проверка эффективности воздействия предлагаемых нами педагогических условий в рамках разработанной процессуальной модели, реализуемой в воспитательно-коррекционной программе предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций. Экспериментальная работа осуществлялась в ходе педагогического эксперимента. Отличительн ...

Теории и представления о памяти
Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические ...