К.Г.ЮнгСтраница 2
Если для З.Фрейда бессознательное это - помойная яма, из которой, в лучшем случае, можно получить только удобрение, то для К.Юнга – оно подлинный источник творчества.
"… бессознательное, как совокупность всех архетипов, является хранилищем всего человеческого опыта, восходящего к его самым отдалённым истокам. Но это отнюдь не мертвые залежи, наподобие заброшенной кучи хлама, а живая, активная система реакций и диспозиций, определяющая жизнь индивидуума незаметным, а значит и более эффективным образом. Бессознательное – вовсе не гигантский исторический предрассудок, не какое-то априорное историческое условие; скорее оно служит источником инстинктов, ибо архетипы – всего лишь формы, принимаемые инстинктами. Из живого источника инстинкта льётся всё творческое; стало быть, бессознательное не просто обусловлено историей, но само порождает творческий импульс" [34, С.54].
Но человек, ограниченный своим эго часто оказывается не способен принять и по достоинству оценить идущие из бессознательного творческие импульсы. Отсюда ряд проблем.
"Когда встречается ситуация, соответствующая данному архетипу, этот архетип активируется, - и тогда появляется компульсивность, которая, подобно инстинктивному влечению, добивается своего вопреки разуму и воле, а то и вообще приводит к конфликту патологических размеров, то есть к неврозу" [28, С.76].
По Юнгу бессознательное не противостоит сознанию, но стремиться уравновесить его отклонения от целостности.
"… бессознательные процессы находятся в компенсаторном отношении к сознательному уму" [31, С.137].
В своей работе "Символы трансформации" [32] Юнг анализирует записи молодой женщины, показывая нам, как архетипические силы проявляются в фантазиях, гипногогических видениях и сновидениях, и как эго реагирует на них. В своём анализе он привлекает очень богатый материал из мифологии, религии, антропологии и человеческой истории. Описанный случай закончился развитием выраженного шизофренического процесса. Юнг считает, что подобного финала можно было избежать, если бы человек относился более серьёзно к деятельности своего внутреннего мира.
"Для постороннего наблюдателя совершенно ясно, что эти фантазии являлись продуктами деятельности психической энергии, не бывшими под контролем сознательного разума. Они представляли собой томление, тоску, побуждения и символические события, которые совершенно невозможно было оценить ни положительно, ни отрицательно. Инстинктивное побуждение, которое было попыткой извлечь сновидицу из детского сна, было встречено в штыки личной гордыней, которая была явно ни к месту, а также, что необходимо предположить, соответствующим узким моральным горизонтом, так что ничто не могло ей помочь понять духовное содержание символов. Наша цивилизация уже давно забыла о том, как думать символами" [32, С.433].
Карл Густав даёт следующий совет, относительно того, как поступать в подобных ситуациях.
"Для пациента в подобных ситуациях спасительной оказывается та из них, в которой сам доктор подступает к делу со всей серьёзностью и даёт пациенту возможность доступа к тем значениям, которые эти символы предлагают. Действуя таким образом, он даёт пациенту возможность ассимилировать по крайней мере часть бессознательного и исправить угрожающую диссоциацию даже и этим количеством. Одновременно эта ассимиляция защищает от опасной изоляции, которую чувствует каждый, когда сталкивается с непостигаемым и иррациональным аспектом своей личности. Изоляция ведёт к панике и уже одно это становится началом психоза. Чем шире зазор между сознательным и бессознательным, тем быстрее сползание к фатальному расщеплению и развалу личности, которая у невротически предрасположенных людей ведёт к неврозу, а у индивидов с психотической конституцией – к шизофрении и личностной фрагментации. Целью психотерапии поэтому является сужение и в конечном итоге избавление от диссоциации путём интеграции самих тенденций бессознательного в сознательный разум" [32, С.433-434].
Другое по теме:
Детекторная концепция
В настоящее время в физиологии высшей нервной деятельности достигнут значительный прогресс. Прежде всего это касается двух главных разделов, которые И.П. Павлов рассматривал как ключевые: механизма ассоциативной функции мозга (временной связи) и механизма анализаторов. Именно прогресс в изучении временной связи и анализаторов определил главные направления развития современной физиологии высшей н ...
Методы влияния религиозных культов
Религия является непосредственной, то есть эмоциональной, формой отношения людей к господствующим над ними чуждым силам, природным и общественным. Это и определяет значение религиозного культа. В нем получают свое выражение, прежде всего, эмоциональные моменты. Все современные богословы связывают крепость веры, прежде всего, с интенсивностью религиозно-эмоциональной жизни. Они понимают, что регу ...
Воспитательная работа с прапорщиками
Свою специфику также имеет и воспитательная работа с прапорщиками
подразделения. Обновление теоретического содержания воспитательной работы с этой категорией военнослужащих, приведение ее в соответствие реальностям жизни в последние годы являются наиболее актуальными направлениями кадровой политики в войсках. Исходя из этого, командиры подразделений руководствуются рядом соответствующих требова ...