Абрахама МаслоуСтраница 3
Маслоу приходит к выводу – любой человек во время пикового переживания временно обретает качества, присущие людям, достигшим самоактуализации [17, С.132].
Пиковые переживания оказать большое целительное воздействие – устранять невротические симптомы, способствовать повышению самооценки, улучшить взаимоотношение с людьми, внести корректировку в мировоззрение в сторону его большей актуальности, высвободить творческие способности, дать жизни смысл и новое направление [17, С.137].
Но в то же время пиковые переживания способны вызвать ряд проблем, требующих соответственного решения [17, С.155-163]:
1. "Основная опасность Б-познания заключается в том, что оно делает действие невозможным или, по крайней мере необязательным".
2. "… они могут сделать нас менее ответственными, особенно в плане помощи другим людям".
3. "Нежелание действовать и утрата чувства ответственности ведут к фатализму, то есть к следующей точке зрения: "Что будет, то будет. Мир таков, каков он есть. Всё предопределено. Я с этим ничего не могу поделать" Это утрата волевых качеств, свободного волеизъявления, порочная детерминистская идея, решительно вредная для развития и самоактуализации любого человека".
4. "Бездеятельное созерцание почти наверняка будет неправильно понято теми, кто от него пострадает. Они воспримут его как недостаток любви, заботы, сострадания".
5. "Как особый случай не-деяния, чистое созерцание предполагает не оказание помощи, не писание, не обучение".
6. "Б-познание может размыть ценности повседневной жизни, привести к утрате вкуса, к слишком большой терпимости".
7. "Бытийное познание другого человека равносильно восприятию его как "совершенного", в определённом смысле, что он очень легко может неверно истолковать. … это отношение может быть им неправильно воспринято, как требование соответствовать нереальным перфекционистским ожиданиям".
8. "Возможность сверх-эстетизма … Трогательное и красивое изображение, скажем, гомосексуализма, преступления или безответственности, возникающее из глубокого понимания этих явлений, может быть неправильно понято как призыв к подражанию".
Необходимым аспектом самоактуализации является как бытийное, так и обусловленное дефицитом познание, так как для её достижения необходимо не только созерцать, но и действовать [17, С.156].
Стремление человека к развитию и творчеству, страх познания и пиковые переживания – это темы, при работе с которыми в процессе помощи людям, переживающим духовные кризисы, обращение к наследию Абрахама Маслоу является очень ценным.
Другое по теме:
Психологические особенности воспитания в школе. Психолого-педагогические основы работы
с младшими школьниками
Деятельность учителя начальной школы весьма специфична. Педагог работает и как учитель, и как классный руководитель. От его работы во многом зависит, насколько успешно будет протекать жизнедеятельность ребенка в школе. Здесь особенно важно знание возрастных особенностей детей: из-за пренебрежения ими не полностью реализуются интеллектуальные, нравственные, творческие силы ребенка, вполне «благоп ...
Теории мотивации зарубежных и отечественных авторов. Зарубежные
теории мотивации
Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.
В зарубежной психологии имеется около 50 теорий мотивации. Здесь мы рассмотрим лишь некоторые из них.
Потребностные теории мотивации. Научному изучению причин активности человек ...
Отношения матери с детьми в
неполной семье
В неполной семье одинокая мать имеет более выраженную установку на воспитание детей, чем мать в полной семье. Особенно это заметно в семье разведенных супругов. Процесс воспитания и вся система отношений матери с детьми эмоционально более насыщены. При этом в поведении матери, касающемся ее взаимоотношений с ребенком, наблюдаются две крайности. Одна из них — применение жестких мер воспитатель ...