Факторы, обуславливающие агрессивное поведение детей
Страница 2

Хотя некоторые факторы довольно убедительно подтверждают существование связи между склонностью к агрессии и набором половых хромосом, существует сравнительно мало данных, свидетельствующих о том, что половые хромосомы играют решающую роль в формировании агрессивного поведения.

Химические состав крови еще один фактор, влияющий на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии. Алкоголь и наркотические вещества усиливают агрессивность, снижая уровень вменяемости личности, а также ослабляя способность учитывать последствия совершаемых действий.

Итак, существуют весомые биологические, генетические и биохимические факторы, способствующие возникновению агрессии.

Наиболее неблагоприятным для позитивного развития личности ребенка можно считать сочетание биологических факторов риска с другими факторами, которые мы рассмотрим ниже.

Фактор пола

Большинство исследователей детской агрессии интересовал вопрос характерных особенностей агрессивных проявлений мальчиков и девочек. Говоря о широком диапазоне агрессивных реакций у маленьких детей (оскаливание зубов, громкий крик, топание ногами и т.п.). Е.М. Гаспарова считает, что реальные попытки ударить, укусить более характерны для мальчиков, а попытки оцарапать, ущипнуть, вцепиться в волосы чаще имеют место у девочек. Еще в 1931 г. Ф.В. Гуденаф изучала проявление гнева и агрессивности у детей в возрасте от 12 месяцев до 4 лет и ею было установлено, что в 3 года вспыльчивость и взрывы гнева у мальчиков наблюдались в 3 раза чаще, чем у девочек.

Н.Дэйв (1934) проанализировал 200 ссор 40 дошкольников подтвердил вывод Гуденаф о том, что мальчики больше ссорятся, чем девочки. Кроме того, данные этого исследования свидетельствуют, что ссоры происходят более часто между детьми одного пола, и у более старших детей их меньше, но они продолжительнее по времени. С.Фишбек наблюдала игры маленьких детей в США, Швейцарии и Эфиопии и также установила большую агрессивность мальчиков по сравнению с девочками. А.Барух исследовал агрессивные проявления детей в игре с куклой и друг с другом. В его исследовании было обнаружение, что мальчики дрались чаще девочек и друг друга они били не так как они били девочек. К тем же выводам пришли Е. Холленберг и М. Спэрри (1950).

Однако есть ряд работ, подтверждающих проявление агрессивности у девочек под влиянием тех или иных факторов. В частности, в своей работе Р.Р. Сирс, Д.В. Уатинг, В. Ноулис и П.С. Сирс (1953), в дальнейшем Е. Маккоби и К. Левин (1957) получили положительную корреляцию между наказанием матери и выраженностью агрессивного поведения со стороны как мальчиков, так и девочек в детском саду.

Х. Хекхаузен также указывает на существование половозрастных различий в способах выражения агрессивности мальчиков и девочек 8-11-15 лет. Девочки двух старших групп используют в основном непрямые способы агрессивного поведения, в отличие от мальчиков, использующих прямые способы агрессивного поведения.

К. Бютнер, отмечая соотношение вербальной и физической агрессии - указывал, что у мальчиков преобладает физическая агрессия, у девочек - вербальная.

Целый ряд исследований: Р. Сирс, Пиентлер и П. Сирс (1946), Е. Холенберг и М. Спэрри (1950), Дж. Уолтерс, Л. Пирс и Л. Дамс (1957), А. Бандура и Д.Уолтерс (1969), хотя и обнаружили большую агрессивность мальчиков по сравнению с девочками, но это ими объясняется разными для первых и вторых социально-одобряемыми моделями поведения. Одной из причин меньшей агрессивности девочек, как считают некоторые авторы (Х. Коч, В. Вайтинги) является их большая степень взаимодействия с малышами (во всех 6 изучаемых культурах - девочек привлекали гораздо чаще к воспитанию маленьких детей, чем мальчиков).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

П.А. Рудик (1948)
В дополнение к перечисленным особенностям развития указывает на ряд новых симптомов. Это: 1) изменение характера конфликтов у старших по сравнению с младшими; 2) переход от игры, в которой каждый ребенок играет по-своему, к игре, в которой действия детей согласованны и взаимодействие детей организовано на основе взятых на себя ролей; 3) изменение характера стимуляции игры, которая в младшем в ...

Деньги как объект психологических исследований
Деньги являются предметом многих социальных наук: антропологии, экономики, психологии, социологии. Различие в их подходах определяется, главным образом, их отношением к фундаментальному принципу экономической рациональности. Понятие «деньги» в экономических теориях определяется через их функции: деньги как средство обмена и обращения, как мера стоимости, средство платежа и накопления [21]. В пс ...

Основные свойства внимания
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может оп ...