ЗаключениеСтраница 1
Проблема человеческой агрессии является одной из актуальных глобальных проблем современного мира. Возрастание агрессивных тенденций среди людей пытаются объяснить коммерциализацией общества, ростом конкуренции, бездуховности, враждебности между людьми, а также демонстрацией на телевидении насилия для детей и взрослых, как нечто похвального, дозволенного и нормативного.
Само понятие агрессии, ее механизмы, причины, классификация видов агрессии и путей ее коррекции по-разному трактуется учеными различных научных направлений. Одни из них считают ее врожденным инстинктом, который, якобы, играет свою полезную роль, особенно у представителей мужского пола (психоаналитики). Другие полагают, что агрессия - результат научения, подражания модели (бихевиористская теория). Третьи - рассматривают агрессивность как реакцию человека на фрустрацию (теория фрустрации). У четвертых агрессивность трактуется как результат оценивания субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных (когнитивная теория).
Из двух крайних точек зрения на определение агрессии, одна из которых рассматривает агрессию как действия, наносящие физический и моральный ущерб другому лицу, а другая понимает ее расширительно, как положительную наступательную социальную активность, стремление подчинить себе людей, мы в своем исследовании предпочли первую.
В моем исследовании агрессия определяется как индивидуальные или групповые действия, направленные на нанесение намеренного или ненамеренного вреда или ущерба другому человеку или группе лиц. То есть агрессивными действиями ребенка мы называем все действия, наносящие другому какой-либо вред: моральный, материальный либо физический, даже в тех случаях, когда эти действия недостаточно осознаны, случайны и не носят враждебного характера, а являются инструментальными. Игнорирование взрослыми таких случаев проявлений ребенка, если они приводят к успеху, могут закрепиться в его поведении как постоянные. Поэтому важно как можно раньше воспитать у него отрицательное отношение к агрессии, понимание недозволенности этих действий как антигуманные
При изучении агрессии большое значение имеет адекватный выбор параметров и критериев агрессии и ее классификация. В моем исследовании использовалась модель классификации видов агрессии в зависимости от трех ее компонентов: когнитивного (прямая-косвенная, осознанная-неосознанная агрессия), эмоционального (аффективная-неаффективная, враждебная-инструментальная) и поведенческого, волевого аспекта (произвольная, непроизвольная, инициативная-реактивная).
Кроме классификации видов агрессии была проведена и классификация средств, используемых детьми в агрессивном поведения. К таким средствам я отнесла: 1) физическое насилие; 2) вербальные средства; 3) мимические и пантомимические (когда используются обидчиком угрожающие и оскорбляющие жесты, позы); 4) деструктивные действия, направленные на объекты, представляющие ценность для “жертвы”.
Детально анализировались все виды вербальных и невербальных коммуникативных актов, причем большое внимание уделялось модальности контактов - их доброжелательности или недоброжелательности.
Проведенный теоретический анализ исследований по проблеме агрессивного поведения у детей показал, что на его формирование оказывает влияние целый ряд неблагоприятных условий, имеющих биологическое или социокультурное происхождение. Наиболее значимыми среди них являются характер воспитания ребенка в семье и группе детского сада - первичных институтах социализации ребенка, а также некоторые индивидуальные особенности.
Так отмечается, что агрессивным детям нередко сопутствует плохое здоровье, низкий уровень интеллектуального развития, отсутствие креативности. У детей-дошкольников проявления агрессивности также провоцируются большой возбудимостью, слабостью и истощаемостью нервной системы, то есть нервные процессы у них еще недостаточно зрелы.
М. Раттер, ссылаясь на многочисленные исследования и рассматривая агрессию как эмоциональное расстройство, и нарушение поведения, подчеркивает, что она встречается в той или иной мере у большинства детей дошкольного возраста и составляет неотъемлемую часть их развития. С другой стороны агрессивное поведение служит показателем нарушений механизмов социализации ребенка, дефектом его воспитания и при сохранении неблагоприятных условий развития может привести к формированию агрессивности как личностной черты. Поэтому опытные педагоги, не без основания, считают агрессивность не “болезнью” ребенка, а “болезнью” среды, в которой он воспитывается.
Дефекты воспитания, приводящие к агрессивности, - это в первую очередь нарушение эмоциональных контактов, со взрослыми и сверстниками в семье и детском саду. Условия, при которых нарушаются контакты в семье многообразны: к ним можно отнести отсутствие нормального функционирования семьи, ориентация взрослых на внешнее благополучие, нерешенность эмоциональных проблем самих родителей, эмоциональное неприятие ребенка семьей, отсутствие совместных форм деятельности взрослых и ребенка, а также частые запреты, которые по выражению Ш. Амонашвили, лишь закупоривают кратер вулкана, и у одних детей вызывают пассивность, а у других - агрессивный протест. К эмоциональному неблагополучию как в семье, так и в группе детского сада приводит также авторитарность взрослых и отсутствие у ребенка условий для самоутверждения.
Другое по теме:
Описание процедуры исследования
Количество опрошенных: 50 человек – 25 супружеских пар.
8 пар – молодое супружество – средний возраст – 24 года
7 пар – супружество среднего возраста – средний возраст -33 года
6 пар – супружество зрелого возраста – средний возраст -42 года
4 пары – супружество пожилого возраста – средний возраст -53 года ...
Состояния одержимости
"В этой разновидности надличностного кризиса люди испытывают отчётливое ощущение, что их психика и тело захвачены и контролируются сущностями и энергиями, которые они воспринимают как приходящие извне, враждебные и беспокоящие. Это могут оказаться мятущиеся развоплощённые сущности, демонические существа или злые люди, овладевшие ими при помощи чёрной магии и колдовских процедур" [9, С. ...
Про принципы ПС
Основные положения общепсихологических теорий зафиксированы в категориальном аппарате (представляет собой систему понятий воспроизводящих разные стороны изучаемого наукой объекта.) и объяснительных принципах СП (предельно общие представления, использование которых позволяет относительно непротиворечиво и последовательно понимать и объяснять изучаемые явления).Одним из центральных в категор. аппа ...