ВведениеСтраница 1
В современном мире огромное значение для человека имеет его память. Каждый день необходимо запоминать огромное количество информации, часть которой впоследствии забывается, а часть хранится всю оставшуюся жизнь.
Память включена во все многообразие жизни и деятельности человека. Поэтому формы ее проявления, ее виды чрезвычайно многообразны. В качестве наиболее общего основания для выделения в памяти различных видов выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения.
Значительную часть информации, которую человек успевает фиксировать, составляет определенный интерес для него и связанна либо с положительными, либо с отрицательными эмоциями.
Наметившаяся в последнее время тенденция развития производства порождает необходимость подготовки специалистов, обладающих такими профессиональными качествами, как готовность решать профессиональные задачи, требующие анализа ситуации и выбора решений; готовность к повышению квалификации, к самостоятельному овладению дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности. Кроме качественных профессиональных знаний и умений от сегодняшних специалистов требуется высокий уровень активности, самостоятельности, гибкости мышления, нестандартного подхода в принятии решений, общей и профессиональной культуры.
Каждому из нас известно, что любой школьник по прошествии некоторого времени обучения начинает казаться более интересным тот или иной предмет: математика, история, биология, химия или физика и т.д. После этого происходит очень интересное изменение в их жизни. По тем предметам, которые ученику нравятся, успеваемость школьника достаточно высокая, по тем же предметам, что не вызывают у учащегося такого же интереса успеваемость на порядок ниже. В данном случае можно рассматривать учеников стремящихся к гуманитарным и естественным наукам.
Конечно же, существуют и исключения, когда ученик полностью заинтересован учебой и не зависимо от классификации предметов имеет высокую успеваемость по всем предметам или же наоборот, когда интересы ученика находится за пределами школы и получение знаний на занятиях не занимает важную роль в жизни ученика.
Актуальность изучения проблемы определяется следующими причинами:
- существенное различие между востребованностью в современном российском обществе высокого уровня образованности, профессионализма выпускников ВУЗов и реальным уровнем их профессиональной подготовки, снижением престижности профессий.
- существованием потребности в создании определенных педагогических условий развития интереса к профессиональной деятельности у будущих специалистов и недостаточной разработанностью и научной обоснованностью данных условий.
Актуальность для современной психологической науки заключается в том, что, зачастую, при рассмотрении проблемы качества выпускаемых специалистов, исследователи обращаются исключительно в сферу памяти, пытаясь найти причину в успешности запоминания материала. Затем провести систематизацию преподаваемой информации: составить определенные схемы, формы и таблицы, которые должны облегчить запоминание информации студентом. Но данную проблему стоит рассмотреть еще и со стороны соотношения интереса и памяти в совокупности, т.е. каким образом и в какой степени интерес влияет на запоминание.
Таким образом проблема снижения качества выпускаемых специалистов является на сегодняшний день актуальной и требует поисков путей её решения на теоретическом и практическом уровнях.
Причиной, оказавшей влияние на выбор темы данной работы, является низкое качество выпускаемых специалистов по сравнению с предыдущими годами, вследствие отсутствия достаточной теоретической базы, формируемой в ВУЗах нашей страны. Данная проблема часто связана с тем, что интерес студентов, обучающихся в институтах и университетах, зачастую находится не в сфере обучения и получения знаний, а в окружающем их мире за стенами учебного заведения. Вследствие отсутствия интереса к обучению возник дефицит квалифицированных кадров.
Цель исследования: определение, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка гипотезы исследования.
Объект исследования: память и интерес.
Предмет исследования: взаимоотношение процессов памяти – запоминания, забывания – и интереса.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- подобрать теоретические и экспериментальные работы по темам память, интерес, и взаимоотношение памяти и интереса.
Другое по теме:
Методики, использованные для диагностики качеств
личности студентов, планирующих получить профессию психолога
Для исследования влияния индивидуальных психологических особенностей на формирование личности профессионала использовались следующие методики:
"Диагностика уровня эмпатии" И.М. Юсупова
Эмпатия - способность к принятию, сочувствию и сопереживанию.
Методика направлена на диагностирование уровня эмпатии, выявление уровней эмпатийных тенденций.
Изучение взаимосвязи типа личности и сфер ...
Использование сознательных и подсознательных сторон психики
Приемы убеждающего воздействия должны быть обращены и на сознательную, и не сознательную стороны психики.
Структурно психику можно представить как единство трех ее составляющих – сознания и моторики. Из чего следует: чтобы побудить человека к активности, нужно воздействовать на сознание, возбудить подсознание (главным образом эмоциональную сторону) и включить в соответствующую деятельность.
...
Условия, способствующие позитивным изменениям личности
В 1975 г. С. Rogers (цит. по: Gelso, Fretz, 1992) задал вопрос: "Можно ли утверждать, что существуют необходимые и достаточные условия, способствующие позитивным изменениям личности, которые можно было бы четко определить и измерить?" На этот вопрос он сам дал ответ, назвав шесть условий:
1. Два лица находятся в психологическом контакте.
2. Первый персонаж, назовем его "клиентом ...