Определение, виды, структура интересаСтраница 3
Одним из самых важных оснований различения интересов является их осознанность или неосознанность. Эту характерную особенность интереса отмечает практически каждый исследователь: « .нельзя не учитывать, что интересы осознаются и тем самым обретают относительную самостоятельность и субъективно-реальную определенность» [8,с.66],»осознание объективного интереса может создавать мнение, что интерес является субъективным фактором, особенно тогда, когда он осознан» [8,с.66].
Осознанность - содержательная часть, а не внешняя сторона или отношение к интересу. Если нет осознанности, нет и интереса, а за ним нет и действия. Объективная реальность, потенциально способная стать интересом, оставляет субъекта равнодушным и бездеятельным. Она остается лишь объективной реальностью, не избранной, не оцененной, незначимой, неинтересной для субъекта [8,с.66].
Зачастую осознанность интереса понимают как объективное положение дел, отраженное в сознании. Но в случае интереса мы имеем дело не с любой объективной реальностью и не с любым отражением. Они содержательно нагружены, и только с определенными характеристиками входят в структуру интереса.
Осознание относится к объективной реальности не как слепок, образ реальности, не зеркальное отражение всей и всякой реальности, а как активно-избирательное, субъективно-деятельное отношение, создающее в сознании образ некой новой, модифицированной ситуации, в которой исходная обстановка получает вид, весьма отдаленный по своим структуре и функциям от первоначального [8,с.66].
Мало того, что структурные элементы и части, которыми обладает объективная ситуация, там могут оказаться далеко не в полном составе, но и оказавшиеся в нем могут быть дополнены несуществующими в актуальности (желаемыми, домысливаемыми, востребуемыми), а связи и значения их могут оказаться измененными, иногда до противоположных. И лишь в таком фрагментарном и измененном виде объективные предметы, процессы, отношения составят объективно-субъективное содержание интереса. Всеми этими метаморфозами интерес обязан тому внутреннему ситу, призме, которое тоже составляет часть его содержания, и состоит из связки ценности-значимость [8,с.67]. И субъект будет действовать не во всей и не со всей совокупностью взаимосвязанных объективных факторов, а лишь с той ее частью и в том виде, как это представлено ему в интересе. Поэтому когда говорят об осознанности или неосознанности интереса конкретного субъекта, то, по всему, имеют в виду оценку трансформирующего влияния (коэффициент искажения) этой «призмы» на адекватность получаемого образа соответствующей объективной обстановке [8,с.67].
Сама отражаемая реальность, в общем-то, не несет значимого социального содержания, ею может быть и природная, и социальная реальность с их объектами, отношениями, изменениями. Это может определять конкретные проявления содержательно различных интересов, но не затрагивает его сущность. А вот уже для всех остальных частей, составляющих содержание интереса, социальность - не возможный, а неотъемлемый признак [8,с.67]. Возникающий в сознании субъекта образ будет иметь форму и содержание, которые ему определят значимость и ценность. В виде системы ценностей в субъективный мир субъекта войдет общество, но «обживется» там, преобразуется и приобретет актуальное существование в его психических акцентах, переживаниях и ощущениях в виде его собственной системы значений, диктуемых значимостью тех или иных ценностей для него. И эти две системы не тождественны друг другу, а при определенных условиях могут быть разделены «дистанцией огромного размера» [8,с.67].
Наиболее глубокой и содержательно раскрывающейся классификацией интересов является классификация по субъекту, или носителю интереса. Не случайно она самая устоявшаяся и общепринятая. Но ее содержательные характеристики требуют специального анализа. Поэтому здесь мы ограничим разбор имеющихся классификаций и перейдем к другой, самостоятельной и очень важной проблеме - проблеме взаимодействия и сочетания интересов [8,с.68].
В самом общем приближении к этому вопросу, можно отметить, что в существующих исследованиях просматриваются два подхода к проблеме взаимодействия интересов [8,с.68].
Первый рассматривает иерархию и динамику различных интересов в рамках принадлежности их одному субъекту, что дает возможность «определить их конкретную направленность . и конкретнее различать причины тех или иных действий» [8,с.68].
Другое по теме:
Сущность стресса и методы управления
Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда вы встаете, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность, или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Как отмечает док ...
Описание полученных результатов
Наблюдение в период адаптации
Наблюдения и анализ поведения детей раннего возраста в ясельной группе детского сада позволили выявить этапы привыкания ребенка к ДОУ, которые в большинстве случаев проходят все дети, пришедшие в детский сад, но их продолжительность у всех детей разная. По результатам листов наблюдения в период адаптации мы отнесли детей к трем разным группам – легкой, средней и тя ...
Особенности развития гиперактивных детей
Гиперактивные дети – это дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны.
Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о сво ...