Типология суицидаСтраница 1
Прежде чем приступить к изучению суицидальной активности нужно внести ясность, какие еще были мнения и теории научных деятелей, которые оставили свой след в развитии суицидологии и заложили основу в данную науку.
Зигмунд Фрейд, работая над феноменом самоубийства, написал книгу «Печаль и меланхолия», которая полностью посвящена теме исследования. За основу его теории суицида он ввел два вида впечатлений: Эрос – инстинкт жизни, и Танатос – влечение к смерти, разрушению и агрессии. Смерть, по Фрейду, бывает желаема, т.к. она несет в себе более высокий смысл, чем просто часть телесной жизни. Однако, Эрос в отличие от Тантоса непостоянный. Инстинкт жизни со временем стареет, в свою очередь, Тантос остается неизменным, «до самого конца, на всем протяжении жизни человека, достигая своей цели лишь приводя его к смерти» [23]. Следовательно, суицид и убийства являются проявлениями влечения к смерти, т.к. они несут в себе агрессию. Только убийство – «это агрессия, устремленная на других, а суицид – это агрессия, направленная на себя». Фрейд подчеркивал очень важный факт: «убийство нельзя оправдать, и оно может быть предотвращено». Самоубийство, исходя из того же принципа, «является убийством наизнанку и не должно быть оправдано и может быть предотвращено» [23]. К. Меннингер, последователь Фрейда, «считает, что самоубийством можно считать как специфический вид смерти, подразумевающий три элемента: элемент умирания, элемент убийства и элемент жертвы убийства» [32, 28]. Альфред Адлер и его основной тезис «Быть человеком – означает ощущать свою неполноценность», является основой предполагать, что суицид есть результат скрытой атаки на других людей. «Стремление разрешить определенные жизненные проблемы побуждает людей к преодолению своей неполноценности» и у кого это не удается, возникает потребность уничтожить окружающих. И в силу невозможности воплотить уничтожения других в жизнь, человек проявляет скрытую атаку, то есть перенесение уничтожения на себя. «Посредством саморазрушения человек стремится вызвать сочувствие к себе и осуждение тех, кто ответственен за его сниженную самооценку». Адлер описывал, что суициденты «вредят другим своими мечтаниями о ранах или наносят их себе» [23]. Юнг, размышляя на тему самоубийства, «указывал на бессознательное стремление человека к духовному перерождению». По Юнгу, этот факт может быть причиной уничтожения себя. «Кроме того, они торопятся со своим метафорическим возвращением в чрево матери. Только после этого они превратятся в детей, вновь рожденных в безопасности. В образном языке символической мудрости веков («архетипах») есть знаменитое Распятие: после смерти человека ожидает награда в виде новой жизни вследствие воскрешения» [23]. Комер предположил, что есть возможность возникновения суицидальных намерений у таких людей, которые находятся в жестких условиях, «от которых они надеются избавиться или сбежать». [10, с237]
Расширяя кругозор суицидологи, Зимановская Е.В. предложила три основные группы концепций, раскрывающие суицидальное поведение: социологическая, психопатологическая и социально-психологическая [9, с148].
Социологический подход
(Гилинский Я.И., Юнацкевич Я.И. [6], Э.Дюркгейм [8]) утверждает, что существует определенная связь между «суицидальным поведением и социальными условиями». Основа данного подхода опирается на учение Э. Дюркгейма об «аномии» (нарушения в ценностно-нормативной системе обществ). То есть, по его словам «количество самоубийств в обществе определяется «коллективными представлениями» как особыми фактами социальной жизни, которые определяют индивидуальные видения мира (ценности, моральные нормы)» [соавтор 9, с148; 18].
Э.Дюркгейм считал, что всевозможные отклонения – это закономерно нормальное явление. Данное поведение показывает «здоровье» общества, т.к. это результат прогресса. Если мало отклонений в обществе или их вообще нет, значит такое общество нездорово [27]. По Дюркгейму, преступность бывает незначительной в обществе, где человеческой солидарности и социальной сплоченности достаточно. Но когда социальная среда начинает свое развитее, благоприятствует условия раздельного труда, увеличивается жизненное разнообразие, ослабевает в это время установленные силы социума. Общество распадается и раскалывается. Часть его изолируется. «Когда единство социума разрушается, а изолированность его элементов увеличивается, социально отклоняющееся поведение и преступность возрастают» [27]. Общество в этот момент находится в состоянии аномии.
Другое по теме:
Биографический экскурс Г. Айзенка
Ганс Юрген Айзенк (Hans Jurgen Eysenck) родился 4 марта 1916 года в Берлине. Его мать, Рут Вернер, была талантливой актрисой и впоследствии стала звездой немого кино. Отец, Антон Эдвард Айзенк, также был актером и певцом. Впоследствии ученый вспоминал, что "чувствовал очень мало внимания со стороны родителей, которые развелись, когда мне было 4 года, и не испытывали особо горячих чувств ко ...
Способы преодоления одиночества. Экспериментальная часть. Описание
процедуры психологического исследования
С целью выявления факторов одиночества мы провели ряд исследований. Для этого использовались следующие методики.
1. Методика измерения одиночества Д. Рассела, М. Фергюсона
Инструкция: испытуемым предложено оценить двадцать высказываний по четырехбалльной шкале. Общий балл шкалы складывается из суммы всех двадцати пунктов. В итоге мы можем определить доминирующий тип одиночества.
2. Методика и ...
Программы построения психологии как самостоятельной
науки
Следует различать реальную жизнь науки и ее отражение в теоретических программах. К 70-м годам прошлого века в жизни науки назрела потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике объединить в научную дисциплину, отличную от других.
Когда время приспело, говорил Гёте, яблоки падают одновременно в разных садах. Время приспело для определения статуса психологии как самостоятельной науки, и ...