Психологические подходы к понятию мотивации спортивной деятельностиСтраница 7
3) связаны с условиями среды, благоприятствующими занятиям данным видом спорта (популярность вида по месту жительства, интерес окружающих людей);
4) часто включают в себя элементы долга (обязанность посещать уроки физической культуры, секции).
Стадия специализации в избранном виде спорта. На этой стадии мотивами являются:
5) развитие интереса к определенному виду спорта;
6) стремление развить обнаруженные способности к определенному виду спорта; стремление к закреплению успеха;
7) расширение специальных знаний, приобретение более высокой степени тренированности (выражается в стремлении к установлению личных рекордов – выполнение третьего разряда, второго, первого и т.д.).
Кроме того, спортивная деятельность становится потребностью (на фоне привыкания к физическим нагрузкам необходимость испытывать их входит в привычку).
Стадия спортивного мастерства. Здесь основные мотивы выражаются в стремлении:
1) поддержать свое спортивное мастерство на высоком уровне и добиться еще больших успехов;
2) служить своими спортивными достижениями Родине;
3) содействовать развитию данного вида спорта, потребности передать свой опыт молодым спортсменам.
Следует отметить, что неудовлетворительная разработанность проблемы мотивации спортивной деятельности, отсутствие единства и четкости в определении существа этого явления наложили отпечаток и на методологические подходы исследования мотивов.
Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности. Мотивы - это мощные, регулирующие деятельность психические силы или факторы. Регулирующая сила мотивов проявляется в их активирующем влиянии, поддерживающем и стимулирующем интеллектуальные, моральные, волевые и физические усилия человека, связанные с достижением цели.
Особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом.
На протяжении спортивной карьеры роль конкретных мотивов в стимулировании активности спортсмена меняется, и для каждого этапа спортивной карьеры характерны свои доминирующие мотивы.
Выводы
1. Самореализация – это комплексное явление, представляющее собой совокупность различных процессов – от физического развития до развития высших форм творчества. Это процесс реализации себя, осуществление самого себя, своих способностей и возможностей в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, реализация своих ценностей. Процесс самореализации предполагает наличие ориентира – потенциала самореализации, и актуального, имеющегося уровня – достигнутой самореализации. Актуальный уровень самореализации будем называть объективной достигнутой самореализацией. Психическое отражение человеком своего актуального уровня самореализации будем называть субъективной оценкой достигнутой самореализации.
2. Удовлетворенность самореализацией определяется нами как ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая часть жизни. То есть это субъективная оценка достигнутой самореализации.
3. Мотивация спортивной деятельности - особое состояние личности спортсмена, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата.
Другое по теме:
Психология как наука. Основные проблемы и направления в психологии
Предметом психологии является изучение закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения. Под объектом психологии понимается единство трех элементов:
часть материального мира, которая непосредственно и опосредованно влияет на психику;
те изменения в материальном мире, которые непосредственно и ...
Формирование временной перспективы в онтогенезе
Как показали исследования и наблюдения, на точность восприятия времени влияют не только личностные и ситуативные особенности, но и возрастные. Исследования показали, что с определенными стадиями онтогенетического развития связаны способности к определенным формам оценки времени. Недооценка маленьких и переоценка больших промежутков времени оказалась в среднем у детей и подростков больше, чем у в ...
Состояния одержимости
"В этой разновидности надличностного кризиса люди испытывают отчётливое ощущение, что их психика и тело захвачены и контролируются сущностями и энергиями, которые они воспринимают как приходящие извне, враждебные и беспокоящие. Это могут оказаться мятущиеся развоплощённые сущности, демонические существа или злые люди, овладевшие ими при помощи чёрной магии и колдовских процедур" [9, С. ...