Эмпирическое исследование взаимосвязи самореализации личности в спорте и мотивации спортивной деятельности. Описание исследования
Страница 1

Психология » Анализ характера взаимосвязи самореализации личности в спорте и мотивации спортивной деятельности » Эмпирическое исследование взаимосвязи самореализации личности в спорте и мотивации спортивной деятельности. Описание исследования

Гипотеза исследования включает следующие основные положения:

1. Спортивная деятельность может изучаться как самореализация личности в спорте, которая объективно проявляется в спортивных достижениях, уровень которых выступает условием субъективной удовлетворенности самореализацией.

2. В мотивации спортивной деятельности может быть выделено два типа – индивидуальная и социальная, причем социальная мотивация в большей степени способствуют самореализации в спорте, чем индивидуальная.

Методы и методики. Согласно теоретическим положениям нашего исследования, при изучении самореализации необходимо изучать, с одной стороны, объективно достигнутый уровень самореализации личности, как конкретный результат спортивной деятельности, с другой стороны – субъективную оценку человеком достигнутой самореализации в спорте.

В ходе исследования использовался ряд конкретных диагностических методик для выявления ведущего мотива спортивной деятельности. Методика «Изучение мотивов занятий спортом», разработана В.И. Тропниковым для выяснения степени важности различных причин (ситуаций, обстоятельств), которые побудили и побуждают спортсмена продолжать заниматься выбранным им видом спорта (см. приложение 4). При обработке результатов сравнивается степень выраженности у спортсмена того или иного мотива или потребности: общения, познания, материальных благ, развития характера и психических качеств, физического совершенства, улучшения самочувствия и здоровья, эстетического удовольствия и острых ощущений, приобретения полезных для жизни умений и знаний, потребность в одобрении, повышение престижа, желание славы, коллективистская направленность.

Разработанная А.В. Шаболтас методика «Мотивы занятий спортом» (см. приложение 5). Методика предназначена для выявления доминирующих целей (личностных смыслов) занятий спортом и включает в себя 10 мотивов-категорий, соответствующих определенным высказываниям (суждениям), приведенных в опроснике: мотив эмоционального удовольствия, мотив социального самоутверждения, мотив физического самоутверждения, социально-эмоциональный мотив, социально-моральный, мотив достижения успеха в спорте, спортивно-познавательный мотив, рационально-волевой (рекреационный) мотив, мотив подготовки к профессиональной деятельности, гражданско-патриотический мотив

Для исследования субъективной оценки достигнутой самореализации была использована методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича (RVS - Rokeach Value Survay), адаптированная А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым. Методика направлена на изучение системы ценностных ориентаций личности и степени реализации ценностей. Бланк методики М. Рокича представляет собой два списка по 18 наиболее присущих людям ценностей в каждом. Один список представляет собой 18 так называемых терминальных ценностей (ценностей-целей), другой список представляет 18 так называемых инструментальных ценностей (ценностей-средств). Испытуемому предлагается проранжировать оба списка ценностей в порядке убывания значимости ценностей, и определить степень реализации в своей жизни каждой ценности в процентах.

Для исследования субъективной оценки достигнутой самореализации нами была использован прием, предложенный Ивановым М. С., основанный на методике изучения ценностных ориентаций М. Рокича (RVS - Rokeach Value Survay), адаптированная А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым. Для вычисления величины субъективной оценки достигнутой самореализации в спорте используется среднее арифметическое оценки реализации терминальных ценностей в процентах. Таким образом, искомая величина также выражается в процентах.

Неотъемлемой частью исследования также являлась разработанная нами анкета (см. приложение 1). Анкета направлена на выявление уровня объективно достигнутой самореализации личности в спорте, как конкретного результата спортивной деятельности, а также на сбор общей информации об испытуемых.

В качестве критериев объективно достигнутой самореализации в спорте использовали такие показатели как самое высокое достижение в спорте (вопрос № 13 Анкеты) и участие в соревнованиях того или иного уровня (вопрос № 12 Анкеты). В данном случае объективно достигнутая самореализация в спорте оценивалась с помощью экспертной оценки значимости спортивных достижений (см. приложение 3).

Также для получения необходимых нам данных мы использовали метод интервью (см. приложение 2). Критерием субъективной оценки самореализации в спорте была оценка испытуемым по 100-бальной шкале степени его самореализации в спорте как спортсмена (вопрос № 10 Интервью). Основным критерием выделения собственной типологии мотивов спортивной деятельности был ответ испытуемыми на вопрос - что привлекает в спорте (вопрос № 4 Интервью). В ходе интервью также были собраны дополнительные данные по некоторым психологическим явлениям, наблюдаемым нами в процессе исследования основных характеристик спортивной деятельности, предположительно являющихся факторами мотивов спортивной деятельности: уровень амбиций (вопрос № 2); «смысл» занятия спортом (вопрос № 5); наличие или отсутствие мечты в спорте (вопрос № 8); наличие цели в спортивной деятельности (вопрос № 9); испытуемый занимается спортом профессионально или «любительски» (вопрос № 7).

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Психологические особенности мотивационной готовности старших дошкольников
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил (активности) поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы в целом, определяет и содержание видов деятельности, характерных для человека. Усиление интереса к мотивации, как к движущей силе человеческого поведения, как стержня личности и смыслоо ...

Развитие танце-двигательной терапии
Со временем в западных культурах танец из формы социальной коммуникации самовыражения превратился в вид искусства, целью которого была поучение и увеселение публики. В ХIХ веке танец стал формализованным средством выражения, примером чего служит классический балет. Одной из первых, кто внес вклад в возрождение творческого танца, была известная танцовщица Айседора Дункан (ХХ век). Традиционно счи ...

Отличие психологической коррекции от других видов психологической помощи
Психологическая помощь включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др. По мнению Р.С. Немова, разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем: психотерапия – это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокоррекция – совокупность психо ...