Теоретико-методологические основы исследований, посвященных экономическому сознанию и особенностям отношения к деньгам. Экономическое сознание как представление и отношение личности к экономическим
Страница 1

Психология » Экономико-психологическая характеристика личности, эмоциональный компонент субъективного благополучия и особенности отношения к деньгам » Теоретико-методологические основы исследований, посвященных экономическому сознанию и особенностям отношения к деньгам. Экономическое сознание как представление и отношение личности к экономическим

Экономическое сознание, проявляющееся, в частности, в субъективной оценке экономического статуса личности, в представлении и отношении личности к собственности, деньгам, экономическому риску, бедности, богатству и другим экономическим объектам является результатом социализации и профессионализации субъекта и приобретает определенную значимость в деятельности человека [42].

Экономическое сознание — одно из наиболее часто употребляемых в современных исследованиях понятий. Существуют различные интерпретации и методологические подходы к определению понятия «экономическое сознание». В зарубежной психологии принято использовать термины «экономическое мышление» и «экономическое поведение» (А. Смит, Дж. Катона, М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин, В. Парето).

В отечественной социологии и психологии значительный вклад в научное осмысление экономического, сознания, его сущность внесли Л.Н. Абалкин, К.А. Улыбкин, А.К. Уледов, Ж.Т. Тощенко, В.Э. Бойко, которыми экономическое мышление, идеология и психология рассматриваются как одна из основных форм отражения существующих экономических отношений и как результат социализации человека [42].

Экономическое сознание, являясь по своей природе феноменом социально-психологическим, выполняет две важнейшие функции в жизнедеятельности личности.

§ Во-первых, этот феномен отражает социально-экономические условия жизни, экономическую макро- и микросреду.

§ Во-вторых, он выступает одним из психологических регуляторов экономического поведения человека в социальной среде.

В рамках социальной и экономической психологии экономическое сознание предлагается рассматривать как частную форму индивидуального или группового сознания, заключающуюся в разных формах знания индивидуального или группового субъекта о различных экономических объектах и его отношении к этому знанию.

В целом экономическое сознание является производным компонентом категории «социализация», так как оно развивается и формируется в рамках определенных социальных условий, детерминированных информационными, экономическими, психологическими воздействиями внешней (профессиональной, воспитательной, образовательной) среды.

Встречающиеся в литературе определения экономического сознания немногочисленны. А.В. Филипповым и С.В. Ковалевым экономическое сознание понимается как «высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человеком» [37].

В понимании А.К Уледова, «экономическое сознание есть продукт отражения людьми экономических условий жизни, деятельности и отношений в виде экономических идей и взглядов, теорий и концепций и других духовных образований, общих для классов, социальных групп, всего общества и выражающих их отношение к экономической действительности в каждый конкретный исторический момент» [38].

Наиболее важным и недостаточно разработанным вопросом является, безусловно, структура экономического сознания.

Его основные элементы были систематизированы О.С. Дейнека с опорой на теоретическую схему функциональной структуры сознания, предложенную В.А. Ганзеном [1]:

а) ощущения и восприятие в экономической сфере; б) чувства и эмоции в экономической сфере; в) экономическое мышление, экономические представления; г) экономические нормы, интересы, экономические мотивы .

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Психолого-педагогические особенности работы с подростками и юношами
Подростковый возраст (пубертатный период) традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют переходным, «трудным», «опасным возрастом», «возрастом бурь». В этих названиях зафиксирована главная его особенность - переход от детства к взрослости. К подростковому возрасту относят школьников 11(12) - 15(16) лет. В это время протекает бурная физиологическая перестройка организма. ...

Е.А. Аркин
Работал в области педагогики, физиологии и гигиены дошкольного возраста, характеризует развитие ролевых игр следующим образом: «На протяжении дошкольного возраста происходит эволюция от малолюдных, неустойчивых группировок к более многолюдным и устойчивым. Сама структура игр претерпевает также большие изменения: от бессюжетных, состоящих из ряда часто несвязанных друг с другом эпизодов, у детей ...

Биологические подходы к старению
Рассмотрим некоторые направления и подходы в развитии современных зарубежных наук, в той или иной мере изучающих процессы старения, вырабатываемые в разных сферах знаний. Начнем с «биологических подходов». Биология изучает живые организмы на разных уровневых срезах: организм как целостную систему, подразделяющуюся на составляющие ее органы и клеточные компоненты вплоть до молекулярного строения ...