Предметно-практическое обучение как средство развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения
Страница 2

Психология » Особенности развития памяти и мнемических процессов у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста » Предметно-практическое обучение как средство развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения

Развитие произвольной памяти дошкольника с нарушением зрения на занятиях предметно-практической обучения происходит, когда перед ребенком ставится задача, в которой он должен достичь определенного результата, у него возникает необходимость выделить из окружающей обстановки и запомнить те или другие объекты и отношения между ними. Это служит основой для вычленения и постановки собственно мнемической цели. Вначале эта цель обычно ставится перед ребенком взрослым, который указывает, что и для чего нужно выделить и запомнить, подсказывает ребенку способы запоминания и подкрепляет (одобрением или порицанием) полученный результат. Затем ребенок – опять при помощи взрослого – сам научается выделять и словесно формулировать мнемическую цель. [55]

Г. А. Урунтаева (1999) отмечает важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников – обучение логическим приемам запоминания. Ведь именно 5-6-летние дети впервые принимают указания, как надо запоминать.

Овладение приемами запоминания зависит от следующих условий:

– степени освоения соответствующих мыслительных операций;

– содержания и характера материала;

– характера обучения. Только при его организации запоминание становится логическим;

– наличия потребности в правильном и точном запоминании и припоминании, стремления проверить его результаты.

Следует побуждать ребенка с нарушением зрения контролировать и оценивать мнемическую деятельность, как свою, так и сверстников. А для этого целесообразно сравнивать результаты воспроизведения с образцом. Но следует помнить, что только у детей 5-6 лет сочетание задачи на запоминание и самоконтроль повышает эффективность памяти. [67]

В пропедевтической работе по развитию чувственного опыта, в том числе образов памяти, Л. И. Плаксина (1998) выделяет следующие последовательные этапы:

– знакомство с предметами, их основными свойствами, влияющими на правильное манипулирование предметом;

– формирование рациональных способов действий с предметами;

– изучение эталонных действий рук в процессе применения различных орудий труда;

– автоматизация системы элементарных действий в процессе последовательного выполнения их в предметно-практической деятельности.

В зависимости от вида продуктивной деятельности (рисование, ручной труд, самообслуживание и др.), составляются комплексы необходимых операционных действий, без которых невозможно получение положительного результата. При этом надо подходить дифференцированно и индивидуально, учитывая степень и характер зрительных нарушений и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Важно, чтобы дети с нарушением зрения овладели элементарными действиями, которые являются базой для формирования более сложных предметно-практических действий.

При обучении детей с косоглазием и амблиопией предметным действиям надо широко использовать средства наглядности, которые позволят синтезировать их в адекватные словесные действия.

Это способствует формированию представлений о действии и усилению регулирующей роли речи при формировании предметно-практической деятельности, что позволит повысить продуктивность мнемических процессов.

В формировании целенаправленной предметно-практической деятельности следует предусмотреть умение планировать предстоящую работу, последовательно выполнять все предметные действия и операции, умение следовать схеме действий и подчиняться правилам их выполнения и доводить до положительного результата.

Процесс алгоритмизации последовательности выполнения предметных действий учит детей планировать и упорядоченно, целенаправленно действовать. Комплексное применение алгоритмических предписаний, адекватное наглядным зрительным возможностям, систематическое, поэтапное выполнение действий, способствует преодолению существующих у детей трудностей формирования предметно-практической деятельности. Обучение планированию предметной деятельности составляет специальную коррекционную задачу, реализация которой может быть осуществлена в условиях поэтапного, пооперационного выполнения действий. Это обеспечивает рационализацию системы действий, необходимых для получения положительного результата.

Осознание всего хода выполнения комплекса взаимосвязанных, последовательных действий, направленных на совершенствование образной памяти, происходит легче, когда дети действуют поэтапно. Разделение действий на этапы дает возможность детям лучше понять и усвоить схему его выполнения и затем сделать умозаключение о проделанной работе.

Нарастание сложности предметных действий включает в себя совместные действия ребенка и педагога, выполнение ребенком вначале отдельных, простых мнемических действий, а затем более сложных. Многократное повторение заданных схем действий приводит к автоматизации и нарастанию точности и качества результатов продуктивных видов деятельности. Наряду с этим, в процессе многократного предметного действия у детей начинает активно формироваться самоконтроль за качеством и результатом работы. Действия детей становятся ритмичными, более четкими и точными. Дети начинают ориентироваться на темп и ритм действий, а также время выполнения его.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Обратная связь как элемент межличностного общения
«В контексте социально-психологического тренинга в форме группы самоанализа проблема усвоения, традиционная для процесса обучения, по существу преобразуется, во-первых, в проблему получения участником сведений о том, как он воспринят в различных ситуациях группового взаимодействия, а во-вторых, в проблему принятия этих сведений» [35, 153]. Как показывает опыт повседневного общения, знания, полу ...

Коммуникативная сфера при дизонтегинезах
При социализации инвалида трудно разрешимыми проблемами являются отсутствие навыков межличностного общения в среде нормальных людей несформированность потребности в таком общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм, склонность к социальному иждивенчеству. Жизнедеятельность инвалида не предусматривает его широкого контакта со сверстниками. ...

Терапия депрессии
Если понимать депрессию как неосознанную, рефлекторную попытку защитить себя в экстремальной ситуации, то в терапии предпочтение следует отдать признанию происшедшей беды и эмоциональному отношению к заболевшему. Эмпатическое расположение необходимо даже когда больной остается безучастным. Чем сильнее выражено депрессивное оцепенение, тем больше больной настроен на то, что усилия в установлении ...