Эмпирическое исследование влияния сюжетно-ролевой
игры на мотивацию дошкольников. Цели,
задачи, методы, база исследования и организация практической работы по изучению
мотивации старших дошкольникоСтраница 2
На четвертом этапе - февраль 2009 г. полученные данные были подвергнуты обработке и анализу. Все полученные результаты исследования обобщены и систематизированы.
Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников.
Разработана в 1988 году М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок, в 1993 году И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.
В основу методики положен принцип "персонификации" мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.
После прочтения каждого абзаца перед ребёнком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
На основе полученных результатов выделяются мотивы:
Учебный: мотив, восходящий к познавательной потребности.
Социальный: широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения.
Отметка: мотив получения высокой отметки.
Игровой: мотив, неадекватно перенесённый в новую - учебную сферу.
Позиционный: мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими.
Внешний: "внешний" по отношению к учёбе (подчинению требованиям взрослых)
Исследование мотивационной готовности ребенка к школе.
(Диагностическая беседа).
Данная методика решает задачу выявления степени развития у шестилетних детей мотивационной готовности к школе. Мотивационный компонент в структуре психологической готовности, который предполагает сформированность мотивов учения, выделяет важность представления о себе как о будущем школьнике, принятие нового социального статуса и связанных с ними обязанностей. Данная методика включает в себя cледующие задачи:
определить у ребенка желание учиться, желание занять новую социальную позицию, адекватные представления о школе, о будущей учебной деятельности.
определить познавательную активность, познавательное отношение к окружающей действительности.
Данная методика имеет 4 блока заданий. Ответы на каждый блок анализируются. Устанавливаются 3 уровня мотивационной готовности: 1 - высокий, 2 - средний, 3 - низкий. Таким образом, мы получаем по 4 показателя и 1 общий балл. Первое задание включает в себя ответы испытуемого на вопросы, направленные на определение желания ребёнка учиться в школе и о его представлениях о школе (7-10 вопросов).
Второе задание: ребенку дается набор картинок игрового, бытового, учебного содержания. Ему предлагается выбрать самые интересные и пояснить свой выбор.
Третье задание включает в себя определение познавательного отношения к окружающему миру. Познавательную активность детей устанавливаем при помощи прочтения двух коротеньких рассказов и вопросов к ним.
Четвёртое задание: ребенку предлагается новая игра (дидактическая). При этом об игре ничего не говорится и не даётся никаких заданий. Поведение ребенка анализируется и определяется уровень мотивационной готовности.
Методика исследования уровня сформированности "внутренней позиции школьника". "Беседа о школе" (Нежнова Т.А.)
Сформированность внутренней позиции - одна из важнейших составляющих мотивационной "готовности к школе". Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила поведения в школе будут ему "в тягость". Поэтому мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная. Данная методика имеет тестовый материал из пяти вопросов с вариантами ответов. Далее варианты ответов анализируются в соответствие с суммарным баллом. И, в зависимости от полученного балла, определяется уровень сформированности внутренней позиции школьника: высокий - 1-й уровень, средний - 2-й уровень и 3-й - низкий уровень.
Другое по теме:
Экспериментальное исследование эмоциональных процессов в ситуациях
межличностного конфликта. Методика и ход исследования
Построение и методическое обеспечение обусловлено выдвинутой нами гипотезой. Они служат целям ее верификации. Для получения первичных данных, которые можно классифицировать и обобщать, нами были использованы Методика диагностики самооценки психических состояний личности Г. Айзенка и Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга. [26]
Выбор такого метод ...
Психолого-педагогические условия развития внимания в дошкольном возрасте
Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. В.В. Зеньковский, рассматривая внимание в детском возрасте отмечает, что в первые месяцы жизни для ребёнка характерно только непроизвольное внимание. При этом сначала ребёнок реагирует на внешние раздражители лишь при резкой их смене: при переходе от сумрака к яркому свету, при смене температуры, при внезапных громких звуках и т.п. Начиная с т ...
Теории и традиции социальной геронтологии. Общая
характеристика позднего периода жизни
Отсутствие генетического подхода к изучению психологии взрослых людей до недавнего времени тормозило исследование возрастной изменчивости. Взрослый человек рассматривался, по определению Э.Клапареда, в состоянии «психической окаменелости». Считалось, что если по какой-либо причине процесс психического развития не завершился в детстве и юности, то с наступлением зрелости человеку трудно рассчитыв ...