Введение

100 лет назад доктор Фрейд, наблюдая за взрослыми людьми, имеющими психологические проблемы, сделал открытие: в самом раннем возрасте эти люди не удовлетворили базовые потребности, необходимые для развития психики – и всю жизнь страдают от различных комплексов и неврозов.

В 40-х годах прошлого века ученик Фрейда Бруно Беттельхейм, изучавший аутизм и имевший успешный опыт излечения этого заболевания, пришел к выводу, что «аутизм теснейшим образом связан с тем, что происходит с ребенком и вокруг него с момента рождения; те или иные отклонения в психическом развитии родителей могут стать одним из факторов, обуславливающих возникновение этого страшного заболевания».(Б. стр.657).

Таким образом, чрезвычайно важно понимать и удовлетворять психологические потребности младенца.

Однако на практике в роддомах и детских поликлиниках мало кто заботится о психологическом комфорте новорожденного. Бытует мнение, что в первые недели, до миелинизации нервных волокон ребенок вообще не чувствует боли, не говоря уже об эмоциях. Таковы пережитки идеологизированного подхода к психологии в нашей стране.

Д.Б. Эльконин в своей фундаментальной работе «Детская психология», хоть и оговаривается, что вопрос о наличии и содержании психической жизни новорожденного нельзя считать окончательно выясненным, однако в целом соглашается с формулировкой И.М. Сеченова: «О сознательном элементе у новорожденного не может быть и речи». (Э.стр.29)

В настоящее время представляется необходимым пересмотреть эти постулаты, рассуждать о психологии младенчества на более гуманной основе, изменить способы взаимодействия с малышом на более щадящие.

В данной работе мы попытаемся вкратце ответить на следующие вопросы:

· Насколько сознателен новорожденный?

· Какие процессы происходят в его психике?

· Какие факторы окружающей среды влияют на развитие психики нового человека?

· Каковы наиболее благоприятные условия для развития в будущем полноценной личности?

Чтобы ответить на эти вопросы мы вначале приведем харатеристику психологии младенчества, данную Д.Б. Элькониным, затем рассмотрим некоторые результаты исследований зарубежных ученых и обратимся к опыту многодетных матерей, ежедневно наблюдающих своих детей.

Последний источник может показаться не вполне научным, но дело в том, что нормально развивающиеся дети редко попадают в поле зрения психологов. Научные наблюдения велись в основном в домах ребенка или в больницах за детьми, лишенными важнейшего фактора развития – постоянного общения с матерью и грудного вскармливания.

Другое по теме:

Федеральные и целевые программы по профилактике и борьбе со СПИДом
С целью предупреждения распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации и снижения социально-экономических последствий от СПИДа Верховным Советом Российской Федерации в 1993 году была принята Федеральная целевая программа на 1993-1995 годы по предупреждению распространения заболеваний СПИДом в Российской Федерации (Анти-СПИД). Однако эта программа была реализована не полностью из-за неудовлет ...

Терапия депрессии
Если понимать депрессию как неосознанную, рефлекторную попытку защитить себя в экстремальной ситуации, то в терапии предпочтение следует отдать признанию происшедшей беды и эмоциональному отношению к заболевшему. Эмпатическое расположение необходимо даже когда больной остается безучастным. Чем сильнее выражено депрессивное оцепенение, тем больше больной настроен на то, что усилия в установлении ...

Суицидальная активность в связи с детско-родительскими отношениями. Определение детско-родительских отношений
Детско-родительские отношения – «это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, а также ребенка по отношению к родителям, особенностей восприятия, понимания характера личности и поступков друг друга» [31]. Конфликт (проблема отцов и детей) между поколениями вполне нормален и неизбежен, т.к. причина тому различие поколения. И эта различие не несет ни зла ни добра, и, следоват ...