Заключение
Н. Карамзин справедливо назвал самоубийство «неизъяснимым феноменом в нравственном мире». И, на мой взгляд, к детским и подростковым суицидам эту фразу можно отнести вдвойне и втройне. Все существующие теории, с помощью которых маститые психологи, социологи и философы пытаются объяснить суицидальное поведение, мягко говоря, не справляются со своей задачей. Понять суицид невозможно.
Единственное, что мы можем – пытаться вернуть заблудившимся душам веру в жизнь и отношение к ней как к высшей ценности. Но с подростками это, возможно, даже сложнее чем со взрослыми людьми. У подростков совершенно сбита ценностно-ориентационная сфера личности. Как я уже говорила во введении, нет традиций, по которым подростки могли бы жить, и нет инстинктов, которые могли бы вести их. А что же тогда есть? Есть культ насилия, саморазрушения и ненависти в масс-медиа, есть множество примеров того, как бездарные самоубийцы превращались в «непонятых гениев», и, наконец, есть вопросы без ответов.
Какие вопросы? Ну, например, «зачем я живу?», «как справиться с этим миром и успешно влиться в него?», «почему меня все ненавидят?» и так далее. Если подросток не находит ответы (а чаще всего именно так и происходит), он может выбрать страшную альтернативу.
Завершить эту работу мне хотелось бы отрывком из психологического эссе Н. Бердяева «О самоубийстве»: «…Самоубийство есть психологическое явление, и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой.
Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды. Психология самоубийства есть прежде всего психология безнадежности. Безнадежность же есть страшное сужение сознания, угасание для него всего богатства Божьего мира, когда солнце не светит и звезд не видно, и замыкание жизни в одной темной точке, невозможность выйти из нее, выйти из себя в Божий мир. Когда есть надежда, можно перенести самые страшные испытания и мучения, потеря же надежды склоняет к самоубийству .
Душа целиком делается одержимой одним состоянием, одним помыслом, одним ужасом, которым окутывается вся жизнь, весь мир. Вопрос о самоубийстве есть вопрос о том, что человек попадает в темные точки, из которых не может вырваться. Человек хочет лишить себя жизни, но он хочет лишить себя жизни именно потому, что он не может выйти из себя, что он погружен в себя. Выйти из себя он может только через убийство себя. Жизнь же, закупоренная в себе, замкнутая в самости, есть невыносимая мука…»
[1] Термин «ноогенный невроз» был также введен в психологию В.Э. Франклом
[2] http://www.regnum.ru/news/544611.html/
[3] Парасуицид – несмертельное умышленное самоповреждение, которое нацелено на достижение желаемых субъектом изменений за счет физических последствий. Парасуицид объединяет весь класс несмертельных суицидальных действий с низкой суицидальной вероятностью.
[4] Все эти эпитеты – цитаты из прессы, я не берусь никого осуждать
[5] Пресуицид – состояние личности, обуславливающее повышенную (в отношении к условной «норме»), вероятность совершения суицидального акта.
[6] Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы, граничащие с психопатией. При сложных психогенных ситуациях а.х. могут явиться условием формирования краевых психопатий.
[7] Все описанные виды терапии можно эффективно сочетать между собой
Другое по теме:
Роль и типы
подростковых групп
Существует два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, его твёрдым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений. В этих группах есть такие роли, как «адъютант лидера» - обычно физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять место лид ...
Возрастные особенности подростков
Как уже говорилось выше, подростковый возраст – период становления человека как гражданина, в это период происходит социальное самоопределение человека, его активное включение в общественную жизнь, а также формирование духовных качеств. В этом возрасте, называемом переходным происходят существенные изменения в организме и психике ребенка, обусловленные половым созреванием. Это существенно изменя ...
Проблема адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению. Понятие адаптации и ее основные характеристики
Понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, то есть определённая организация. С физиологической точки зрения, адаптация - это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий.
И.П.Павлов считал, что внешние условия жизни, вешняя сре ...