ЗаключениеСтраница 1
При анализе литературы по данной теме, мы в соответствие с поставленными задачами:
1. Рассмотрели взгляды зарубежных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного
2. Рассмотрели взгляды отечественных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного
Несмотря на многообразие точек зрения на рассмотренную проблему, во всех рассмотренных теориях есть множество сходных положений на понимание сознания и бессознательного.
Многие зарубежные и отечественные учёные занимались изучением этой проблемы. В зарубежной психологии огромный вклад в развитие учения о бессознательном внёс З.Фрейд, акцентируя внимание на том, что основную роль в регуляции психической жизни играет бессознательное, а сознание – лишь небольшая часть нашей психики, которая в данный конкретный момент актуально осознаётся человеком. В последствие его теорию развил и дополнил Г. Юнг. Он считал психику динамически противоречивым единством, дополняющим и компенсирующим взаимодействием сознания и бессознательного при непрерывном энергоинформационном обмене между ними.
К.Ясперс рассматривал многообразие значений, приписываемых термину бессознательное, а так же рассматривал различные степени сознания – от ясного сознания, до его полной утраты. Он критиковал психоаналитиков за то, что они делали основной акцент на биологических характеристиках человека и инстинктах, которые не могут отразить сущность высших уровней человеческой деятельности.
В отечественной психологии проблемы соотношения сознания и бессознательного в своей теории рассматривал Л.С. Выготский, говоря о том, что бессознательное обладает всеми свойствами психического, кроме того, что оно является сознательным переживанием.
Так же он отмечал, что сам характер бессознательного, заключается в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение. Говоря о сознание Л.С. Выготский подчёркивал, что сознание это объединение психических функций, способностей и свойств личности.
Д.Н. Узнадзе рассматривал соотношение сознания и бессознательного с позиции разработанной им теории установки. Согласно взглядам Д.Н. Узнадзе, бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок.
И Д.Н. Узнадзе и Л.С. Выготский отрицали тот факт, что бессознательная сфера является ведущей в жизни и деятельности человека.
Современные украинские учёные, такие как О.В. Скрипниченко, Мясоед П.А. и др. Рассматривали эту проблему, указывая на то, что различные бессознательные явления по-разному связаны с поведением человека и его сознательной регуляцией. Украинские психологи – синтезировали множество теорий и в итоге пришли к своему пониманию соотношения сознания и бессознательного. В частности, П.А. Мясоед схематизировал соотношение сознания и бессознательных процессов в человеческой психике.
Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознанием и бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием, а так же с поведением человека и его сознательной регуляцией.
Другое по теме:
Психологические особенности личности педагога
То, насколько будет полноценным психическое и личностное развитие школьников, развитие их мотивов и потребностей, интересов и склонностей, самостоятельного творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности, во многом зависит от учителя как личности и как профессионала. Новые социальные запросы на современном этапе развития общества не снижают актуальности ...
Анализ особенностей развития воображения детей старшего дошкольного
возраста. Цель, задачи,
методика и результаты констатирующего этапа исследования
Общей целью нашего исследования было изучение психолого-педагогических условий развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации диагностического этапа исследования были поставлены следующие задачи:
- выявить способность изображать оригинальные образы;
- оценить степень развития воссоздающего воображения.
В эксперименте участвовали 20 детей старшего дошкольного возраст ...
Психологические подходы к старению
В обыденной жизни принято уделять гораздо больше внимания психологическим аспектам старения, нежели биологическим. Однако, как ни странно, сама психология как наука в полной мере практически почти не занималась проблемами старости. Лишь сравнительно недавно, когда над современным обществом навис «пресс» глобальных демографических изменений, проблемы психологического старения стали предметом прис ...