Понятие о социализацииСтраница 1
В современной социальной психологии отсутствует однозначное определение понятия «социализация»
Т.Шибутани определяет социализацию как процесс, посредством которого люди научаются эффективно участвовать в социальных группах. Личность социализирована, когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм. (6)
В Психологическом словаре социализация определяется как «исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта».
Змановская Е.В. определяет социализацию как процесс постепенного интегрирования индивида в социум посредством познания, присвоения и принятия общественно-значимых отношений, смыслов и норм» (3).
Г.М.Андреева дает следующее определение: «Социализация – двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны – процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности; активного включения в социальную среду» (1).
Важным является то, что человек не просто усваивает, но и преобразовывает социальный опыт в собственные ценности, установки, ориентации, т.е. проявляет не пассивность, а активность.
Процесс социализации тесно связан с процессами развития личности и воспитания.
Развитие личности предполагает активность личности (личность как субъект)
Воспитание – в широком и узком смысле (воздействие воспитателя) и воздействие на человека свей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта.
Социализация включает три взаимосвязанных процесса:
1) социальная адаптация – это активное приспособление к условиям среды посредством усвоения/ассимиляции внешних требований и изменения/аккомодации собственных реакций;
2) индивидуализация – активное приспособление личности к собственным особенностям в форме самопознания, самопринятия и самореализации;
3) социально-психологическая интеграция (постепенное усложнение, упорядоченность и согласование интрапсихических компонентов и функций в соответствие с требованиями социальной реальности.
Содержание данных процессов представлено на схеме 1. (3)
Схема. Структурно-динамическая модель социализации.
Социальная адаптация (+) |
Социально-психологическая интеграция (+) |
Индивидуализация (+) | |
Усвоение культурных норм |
Понимание и принятие норм |
Идентификация с культурными нормами |
Развитие индивидуальных смыслов и ценностей |
Интериоризация знаний, знаков и средств деятельности |
Научение в процессе общения и совместной деятельности |
Соответствие субъективной картины мира и реальности |
Самореализация в познании и конструктивной деятельности |
Обучение взаимодействию с другими людьми |
Развитие навыков сотрудничества и разрешения конфликтов |
Самоценность, равная ценности другого человека |
Опыт привязанности и близких отношений |
Типизация свойств и стандартизация действий |
Гибкость, оптимизация индивидуального стиля |
Самоконтроль поведения |
Рефлексия, самопознание, саморегуляция, саморазвитие |
Социальная активность личность |
Согласование общественных интересов и личных целей |
Целевая регуляция |
Осознаваемые потребности и бессознательные мотивы |
Другое по теме:
Механизм управления неформальными группами.
Механизм управления неформальными группами можно представить в виде определенного набора правил, которых необходимо придерживаться руководителю какой-либо организации. Основными из них являются:1. Признать существование неформальной организации.Одна из самых больших и распространенных трудностей, мешающая эффективному управлению неформальными группами и организациями, - это изначально невысокое м ...
Причины тревожности
Причины, вызывающие тревожность и влияющие на изменение ее уровня, очень разнообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека.
Обнаруживается связь тревожности с характеристиками семьи и особенностями семейного воспитания; школьной успешностью; взаимоотношением с учителями и сверстниками; посттравматическим стрессом; экологией; природными предпосылками; социальными причинами – ...
Комплекс педагогических условий предупреждения и преодоления асоциального
поведения подростков на основе ценностных ориентаций подростков
Определяя комплекс педагогических условий, мы основывались на том, что предмет исследования достаточно сложен, соответственно, предполагается многоаспектный характер цели предупреждения и преодоления асоциального поведения, достижение которой реализуется за счёт использования именно комплекса условий, методов воспитания и перевоспитания, методологических подходов, многоуровневого и целе- и разно ...