Исследования, проводимые в области танцетерапииСтраница 1
Современное общество с его стремительными социально-экономическими изменениями, нестабильностью и утратой, в значительной мере, прежних ценностных ориентиров, в том числе и семейных, становится всё более равнодушным. В том числе и к эмоциональному состоянию одних из самых уязвимых его членов – подростков. Актуальность темы определяется увеличением числа подростков, столкнувшихся с такой проблемой, как отсутствие должного внимания со стороны взрослых (социальная безнадзорность). Формирование у детей установок на недоверие к близким взрослым и барьеров в отношениях между ними выступает как результат отсутствия доверия в отношениях, неумения и нежелания взрослых принимать и по достоинству оценивать ребенка. Сегодня дети, и особенно подростки, проводят ежедневно гораздо больше времени в компаниях себе подобных, вне досягаемости родительского и другого «взрослого» контроля. И это неудивительно. Любой нормальный человек страдает в своей целостности от обособленности, отчужденности по отношению к самому себе и к миру (А. Камю). Заброшенность, ненужность доставляют особенно неприятные ощущения, если они не уравновешиваются полноценным общением. «Дети, лишенные надзора (родителей), — читаем в Кратком словаре „Семейное воспитание", — в силу своей незрелости, неумения самостоятельно организовать свою деятельность, поддаются сомнительным увлечениям, пропускают занятия в школе, плохо учатся, нарушают дисциплину. В самом деле, большинству родителей в настоящее время уже не до «хорошего поведения» своих детей. Даже если они и хотели бы опекать каждый их шаг, исходя из чисто эмоциональных побуждений, это редко становится возможным, так как все свое время они вынужденно проводят отдельно от детей, в разных местах — как дома, на досуге, так и на работе. Вместе с потерей неофициального контроля многие, и особенно наиболее нуждающиеся во внимании дети, сегодня перестали быть объектом и официального контроля со стороны социальных институтов. Поэтому, важным дополнением к традиционным методам обучения и воспитания является развитие деятельности психологических центров помощи населению, в которых подростки могут научиться понимать свои индивидуальные особенности и развивать имеющиеся способности, а также управлять своим поведением в рамках возникших ситуаций. Анализ данных официальной статистической отчетности последних лет говорит о тенденции распространения явлений безнадзорности, а также беспризорности в подростковой среде, что определяет уровень преступности среди несовершеннолетних в целом. В настоящее время важность улучшения организации свободного времени для детей и подростков, а также реализация различных психологических программ признается необходимым фактором гармоничного существования общества и одним из основных условий целостного развития личности.
Актуальность темы исследования и её недостаточная изученность, а также важность освоения внутренних ресурсов личности и укрепления эмоциональной устойчивости именно в период «взросления», определили цель и задачи данной работы. Объект исследования – группа подростков, находящихся под опекой и дети из неполных семей г. Химки (на базе психолого – педагогического центра помощи населению «Семья»).
Предмет исследования – особенности эмоциональной сферы подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации. Цели исследования: - изучить теоретические подходы к возможности применения средств игровой терапии для повышения уровня эмоциональной устойчивости у подростков, попадающих под категорию безнадзорных; - осуществить экспериментальную апробацию тренинговой программы в работе с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (безнадзорность), применяя средства и положения игровой терапии. Задачи исследования: - сформировать активное и творческое отношение участников к требованиям предлагаемых обстоятельств; - моделирование оптимальных способов поведения подростков в различных жизненных ситуациях и освоение участниками программы данных моделей; - реализовать программу игрового тренинга по повышению эмоциональной устойчивости у подростков на базе центра психолого-педагогической помощи населению «Семья». Гипотеза: воздействие игровой деятельности, реализуемое в тренинговой форме, на эмоциональную сферу подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации (проблема безнадзорности) предполагает укрепление эмоциональной устойчивости и формирование адаптивных форм поведения в сложившихся условиях. Методы исследования. В процессе данного исследования был применен ряд комплексных теоретических и эмпирических методов. К первой группе методов относятся анализ, сравнение, синтез и теоретическое изучение программы коррекции эмоционального состояния подростков в рамках направления игротерапии. Ко второй группе методов относятся: систематическое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. Эксперимент - апробация программы коррекции эмоциональной сферы подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации, с помощью игровых тренингов.
Другое по теме:
Теоретико-методологические аспекты проблемы личности подростка в трудах
отечественных и зарубежных психологов. Личность подростка
Границы подросткового периода достаточно условны и в жизни наблюдаются значительные индивидуальные вариации как темпов развития, так и сроков наступления тех или иных характерных особенностей данного периода. (Так, фактически начало периода может быть на 1-2 года раньше.) Подростковый период своим своеобразием и темпом резко отличается от всех других этапов жизни человека. Его проявлением являют ...
Дифференциально-диагностический опросник
В целях профессионального самоопределения для изучения профессиональных интересов и склонностей учащихся чаще всего используется дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный под руководством Е.А. Климова сотрудниками ВНИИ профтехобразования. По классификации Е.А. Климова все профессии делятся на пять типов: «человек – природа», «человек – техника», «человек – человек», человек – ...
Формирование временной перспективы в онтогенезе
Как показали исследования и наблюдения, на точность восприятия времени влияют не только личностные и ситуативные особенности, но и возрастные. Исследования показали, что с определенными стадиями онтогенетического развития связаны способности к определенным формам оценки времени. Недооценка маленьких и переоценка больших промежутков времени оказалась в среднем у детей и подростков больше, чем у в ...