Теоретические основы исследования психологической готовности младших школьников к обучению в средней школе. Проблема психологической готовности в психолого-педагогических исследованиях
Страница 1

Психология » Психологический анализ трудностей в деятельности и общении школьников при переходе из младшей школы в среднюю » Теоретические основы исследования психологической готовности младших школьников к обучению в средней школе. Проблема психологической готовности в психолого-педагогических исследованиях

Готовность к действию характеризуется направленностью на выполнение того или иного действия. Предполагает наличие определенных знаний, умений, навыков; готовность к противодействию возникающим в процессе выполнения действия препятствий; приписывание личностного смысла выполняемому действию. Готовность к действию реализуется за счет проявления отдельных составляющих действия: нейродинамической сформированности действия, физической подготовленности, психологических факторов готовности [27]. C конца 50-х годов XX в проблема психологической готовности человека к деятельности стала объектом пристального внимания отечественных психологов. В психолого-педагогической литературе накоплен теоретический и экспериментальный материал о феномене готовности человека к разным видам деятельности, сформулировано понятие готовности, определены содержание, структура, пути формирования психологической готовности и условия, влияющие на динамику и устойчивость ее проявлений. Проведены исследования психологической готовности к различным видам профессиональной деятельности: военной (М.И. Томчук), спортивной (А.Д. Ганюшкин), педагогической (П.П. Горностай, Т.В. Иванова, М.В. Левченко, Л.Н. Разборова); психологической готовности детей к обучению в школе (М.Н. Костикова, Е.Е. Кравцова); готовности человека к деятельности в экстремальных условиях (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко) и т.д. Содержание понятия "психологическая готовность" не имеет сегодня однозначной трактовки, как не существует и общепризнанного его определения.

М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович определяют готовность к деятельности как "целенаправленное выражение личности, включающее ее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, умения, установки, настроенность на определенное поведение" [7, с. 4] т.е. говорят о психологической готовности как о сложном целенаправленном проявлении личности. По мнению Д.И. Фельдштейна, "психологическая готовность - это концентрация сил личности, направленных на осуществление определенных действий" [13, с. 49]. Исследования психологической готовности к деятельности ведутся в нескольких направлениях. По мнению одних авторов, психологическая готовность - это особое психическое состояние, других - устойчивая характеристика личности. Н.Д. Левитов одним из первых определил готовность к деятельности как психическое состояние личности. Потребность в деятельности, устойчивое положительное отношение к ней - вот что является показателем психологической готовности, ее решающим компонентом. Уровень умственного развития, усвоенные знания и умения долгое время считались основными критериями готовности человека к деятельности.

М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович определяют психологическую готовность как устойчивую характеристику личности [7,8], рассматривая ее как целенаправленное выражение личности, включающее взгляды, убеждения, отношения, чувства, мотивы, волю и интеллектуальные качества, знания, умения, установки, т. е. весь спектр личностных проявлений человека. Структура психологической готовности представляет собой сложное образование, характеризующееся как личностными компонентами (особенности мотивов, интересов и отношений к деятельности; положительные качества личности, важные для продуктивной работы), так и операциональными (система знаний, общетрудовые умения и навыки). Речь идет о личностно-операциональной готовности к деятельности. Очевидно, что личностные и операциональные компоненты готовности тесно взаимосвязаны: уровень практической (операциональной) готовности человека к деятельности в значительной мере зависит от его личностной ориентации на эту деятельность.

Устойчивая психологическая готовность к сложным видам деятельности рассматривается и как устойчивая характеристика личности (не зависящая от конкретной ситуации). Помимо готовности как психического состояния, существует и проявляется готовность как устойчивая характеристика личности. Она действует постоянно, ее не надо каждый раз формировать в связи с поставленной задачей. Будучи заблаговременно сформированной, эта готовность - существенная предпосылка успешной деятельности. Длительная готовность, в отличие от состояния кратковременной готовности, является устойчивой системой качеств личности, необходимых для успешной деятельности человека в различных ситуациях. Подходы к определению сущности психологической готовности человека к деятельности не следует противопоставлять друг другу. Между ними трудно установить границу, так как состояние готовности, закрепляясь в деятельности, может превратиться в характеристику личности, не зависящую от ее действий в конкретной ситуации. Оба вида готовности проявляются и формируются в процессе деятельности и эффективно реализуются при условии целесообразного управления и самоуправления [17, с. 20].

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Дети с ОДА. Психологические особенности
Опорно-двигательный аппарат человека состоит из костей и их соединений, а также из скелетных мышц, которые прикрепляются к костям. Образуя систему рычагов, опорно-двигательный аппарат выполняет функции опоры и движения человека в пространстве, перемены положения частей тела. Кости и их соединения являются пассивной частью опорно-двигательного аппарата. Мышцы, обладающие способностью сокращаться ...

Практическая часть. Методика работы с пациентами
Изменение сознания может возникать вследствие разнообразных причин: соматических заболеваний, ведущих к психозу, интоксикаций, черепно-мозговых травм, шизофренического процесса, реактивных состояний. Поэтому расстройства сознания неоднородны. Не менее разнообразны тонкие изменения сознания, возникающие у здоровых людей в трансовых состояниях, при физиологическом сне и при гипно-суггестивной тера ...

Программа исследования
Исследование проводилось среди молодежи, участвующей в ролевом движении, в течении лета 2004 года. Место проведения – полегонные игры, в которых принимали участие ролевики, рекенструкторы и толкиенисты, а также клубы. Исследование проводилось на 50 человеках, 8 анкет, по тем или иным причинам было забраковано. Принимали участие как женщины так и мужчины, в возрасте до 30 лет, при проведении анке ...