Психологические трудности в деятельности и общении школьников при переходе из начальной школы в среднюю
Страница 2

Психология » Психологический анализ трудностей в деятельности и общении школьников при переходе из младшей школы в среднюю » Психологические трудности в деятельности и общении школьников при переходе из начальной школы в среднюю

В связи с переходом из начальной школы в основную учащиеся не всегда успевают быстро адаптироваться в новых условиях, не всегда понимают, чего от них хотят, и испытывают психологический дискомфорт, который проявляется в тревожности (школьной, самооценочной, межличностной), когда ученик склонен переживать нейтральные школьные ситуации как создающие угрозу представлениям о себе, самооценке, личностным интересам и ценностям. Школьная тревожность по праву считается одним из основных факторов эмоционального неблагополучия учащихся. Это явление характерно не только для российских школ. Так, Д. Хамблин [14] отмечает, что у учащихся английских школ наблюдаются в этот переходный период стрессовые явления. Задачу учителя английский ученый видит в том, чтобы помочь учащимся мобилизовать свои силы и возможности на преодоление трудностей и неудач, способствовать безболезненной адаптации пятиклассников в основной школе.

Значительные трудности связаны с переходом выпускников начальной школы на кабинетную систему обучения. Переходы из кабинета в кабинет зачастую сопровождаются подъемом с этажа на этаж, что сокращает продолжительность отдыха во время перемены. Нередко учителя задерживают учащихся в классе после звонка с урока, что мешает учащимся другого класса войти в кабинет и подготовиться к уроку. В коридорах создается скученность. Следует отметить и гигиенические дефекты кабинетной системы обучения. Учебные помещения нередко не проветриваются. В нашей школе (СОШ№3) все перемены только по 10 минут, за которые дети должны успеть закончить предыдущий урок, найти другой кабинет, который может быть очень далеко, приготовиться, сходить в столовую, попить и т.д. Значит, ребенок совсем не отдыхает так, как он привык в начальной школе. Значительные трудности возникают при индивидуальном подборе мебели. Если в одних и тех же учебных кабинетах занимаются школьники с 5 по 11 классы, то несоответствие мебели росту учащихся достигает 80-90%. Рассмотренные дефекты кабинетной системы обучения отрицательно влияют на работоспособность детей.

Состояние дезадаптации школьников от перемены динамического стереотипа и стрессов при переходе в 5 класс может быть причиной перенапряжения, усталости пятиклассников. Хорошо известно, что успехи учащихся в учебной деятельности во многом определяются состоянием их здоровья. Частые заболевания выбивают из привычного ритма школьной жизни, а отсюда берут начало или еще больше усугубляются и негативные установки на школу, и снижение уровня и силы мотивации учения, и многие другие школьные "неприятности".

Большое значение имеет другой аспект адаптации, который связан с трудностями усвоения новых социальных норм, установления и поддержания отношений с новыми учителями и одноклассниками. У школьников появляется новая потребность: быть не только субъектом предметной деятельности, но и утвердиться в сфере взаимоотношений, которые приобретают качественно иной, более "взрослый" тип.

Трудности во взаимоотношениях пятиклассников и учителей-предметников связаны с тем, что последние, как правило, плохо знают своих учеников и не учитывают в образовательном процессе их возрастные, индивидуальные и личностные особенности. По мнению Г.А. Цукерман, педагоги "крайне редко оказываются достойными партнерами 10-12-летних школьников в решении их важных задач развития и взросления и навязывают свои взрослые задачи" [26,с.18], что приводит к рассогласованию возрастных и педагогических задач.

Недооценка учителями и родителями роли общения в жизни младших подростков могут усугубить имеющиеся у учащихся трудности. Младшие подростки испытывают всё больше переживаний по поводу взаимоотношений со сверстниками и самореализации своего "Я" в нем и всё меньше - по поводу учения. С переходом младших школьников в основную школу, считает Л.И. Божович, изменяется не только "объективное положение ребенка, которое он занимает в жизни, но и его собственная внутренняя позиция, т.е. то, как он сам, благодаря истории своего развития, создавшей у него определенный опыт и определенные черты, относится к окружающим и, прежде всего, к своему положению и тем требованиям, которые оно к нему предъявляет" [3, с. 176].

Таким образом адаптация ребенка к обучению в среднем звене – это процесс, связанный со значительным напряжением во всех системах организма. Немалую роль в успешной адаптации играют хараткерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Ганс Айзенк и факторная теория типов
Английский ученый немецкого происхождения Ганс Айзенк (Hans Eysenck) вошел в историю психологии как создатель четырехуровневой иерархической модели человеческой личности. Подобно Р. Кэттеллу, Айзенк пользовался для своих построений математическим аппаратом факторного анализа, однако его подход отличался от подхода Кэттелла по нескольким важнейшим пунктам. Во-первых, он применял гипотетико-дедукт ...

Дисгармоничность семьи как фактор, провоцирующий суицидальную активность
По Платонову, можно выделить пять социально-психологических типов семей, в которых вполне возможно появления суицидальной активности: 1. «Дезинтегрированная семья, характерными особенностями которой являются обособленность ее членов, формальность отношений, отсутствие эмоциональных связей между ними. Особенно опасная ситуация может сложиться в частично дезинтегрированной семье, в которой кто-то ...

Психология как наука. Основные проблемы и направления в психологии
Предметом психологии является изучение закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения. Под объектом психологии понимается единство трех элементов: часть материального мира, которая непосредственно и опосредованно влияет на психику; те изменения в материальном мире, которые непосредственно и ...