Методы и средства воспитания личного состава в процессе формирования морально-психологических качеств воина современной армии. Методы воспитательной работы в армии
В воспитании военнослужащих современной российской армии используются следующие методы:
· методы изучения объектов воспитания: целенаправленное наблюдение за объектом воспитания; изучение личности по документам; биографический метод; анализ практической деятельности военнослужащих; изучение и анализ независимых характеристик; тестирование; письменные и устные опросы; индивидуальные (групповые) беседы;
· методы воспитательных воздействий и их взаимодействий: убеждение; пример; упражнение; привлечение военнослужащих к различным видам деятельности; поощрение; критика и самокритика; принуждение;
· методы профилактики и перевоспитания личного состава: переучивание; переубеждение; «реконструкция характера»; «разрыв нежелательных контактов»; критика и самокритика; самоисправление.
В повседневной практике офицеру-воспитателю важно знать закономерности воспитательного процесса, их основные принципы и умело их использовать. Основными принципами являются: гуманистическая направленность и целеустремленность воспитательного процесса; организация воспитания в процессе воинской деятельности, ратного труда; сочетание высокой требовательности к личности с проявлением уважения ее достоинства и заботой о ней; организация воспитания через коллектив; индивидуальный и дифференциальный подход, согласованность и преемственность в воспитании; комплексный и оптимальный подход; опора на положительное.
Важную роль в системе воспитания играют воспитательные средства, к которым относятся: моральное и материальное стимулирование, формирование педагогической среды и другие.
Методы, принципы и средства воспитания реализуются в следующих основных формах воспитательной работы с военнослужащими: индивидуальные и коллективные беседы; различные виды информирования военнослужащих; лекции; вечера вопросов и ответов; собрания и совещания; пропаганда передового опыта; научно-практические конференции; тематические вечера; диспуты и т.д.
Применение методов, принципов, средств и форм воспитания осуществляется комплексно и позволяет обеспечить качественное функционирование системы воспитания, достичь необходимого уровня ее эффективности.
Реализация целей и задач воспитания военнослужащих, проходящих военную службу, в том числе и по контракту, обеспечивается совместными усилиями командиров; воспитательных и других органов; всех военнослужащих; воинских коллективов; общественных институтов; семей военнослужащих и др. - одним словом, всех, кто участвует в воспитательном процессе. Центральная роль среди них отводится командирам. В общевоинских уставах особо подчеркивается, что воспитание является приоритетной обязанностью каждого военного руководителя - они должны быть непосредственными организаторами и участниками всей проводимой в подразделениях воспитательной работы.
Субъектом воспитательного процесса считается командир (начальник), а объектом - различные категории военнослужащих и воинские коллективы. В условиях единоначалия, централизованной иерархической структуры Вооруженных Сил РФ такого рода субъект-объектные отношения приемлемы. Однако в современных условиях при решении сложных воспитательных задач и, особенно при переходе частей на службу по контракту, все чаще требуются субъект-субъектные отношения, предполагающие взаимоактивность и взаимодействие контрактников, выступающих в качестве его полноправных участников. Такой характер взаимоотношений стимулирует активность, как командира, так и подчиненного. При этом любой военнослужащий имеет возможность раскрыть себя, проявить свой творческий потенциал. Воспитание становится плодотворным, если оно обращено к субъектным, творческим силам военнослужащего. В этом случае объект воспитания не только правильно понимает требование воспитателя, но и активно исполняет их.
Содержательная сторона воспитательной деятельности в (части) подразделении обусловлена его целями и интересами военной службы. Она основывается на опыте и традициях современной цивилизации, Отечества и Вооруженных Сил России, на сущности человеческой природы самого военнослужащего как высшей социальной ценности.
Таким образом, комплексное воспитание отражает содержательную сторону единого воспитательного процесса, построенного на идее российского государственного патриотизма, верности воинскому долгу и готовности защитить Родину. Все это дает возможность офицеру воспитывать военнослужащего как личность, в которой гармонично развиваются такие характеристики, как индивид, субъект воинского труда, индивидуальность.
Другое по теме:
Пути коррекции: арттерапия, муз, танц-эмоциональное насыщение
Для инвалида исправить неверный проф. Выбор особенно тяжело. Поэтому уже в шк. Возрасте важна высококвалифицированная профориентац. Работа, исключающая поверхностный подход к выбору профессии. Для служб профориентации и диагностики проф. Пригодности созданы компьютерные технологии, позволяющие быстро и эффективно вести проф. Ориентацию и организацию трудоустройства инвалидов в условиях индивидуа ...
Обсуждение результатов исследования
Для подтверждения или опровержения выдвинутой нами гипотезы, необходимо проанализировать проведенное исследование.
1 этап. Выявление предпочитаемых сфер профессиональной деятельности учащихся. Абсолютные результаты исследования профессиональных предпочтений учащихся представлены в таблице №1 в Приложении 1. Проанализированные данные отображены на рисунке 1.
Рис. 1. График предпочитаемых сфер ...
Методика 1. Изучение свойств внимания (тест Бурдона)
Цель:
изучение свойств внимания: устойчивости и концентрации.
Материалы:
исследование проводится при помощи специальных тестовых бланков со столбцами расположенных на них в случайном порядке букв или цифр (см. Приложение 1).
Описание методики:
школьникам предлагается просматривать на бланке ряд за рядом и вычеркивать определенные указанные в инструкции знаки (буквы, цифры).
Инструкции:
«Р ...