Карл Густав Юнг: типы личностиСтраница 3
Решающим фактором в определении типа установки, как таковой, является не то, что человек делает, а скорее, сама мотивация к действию — само направление, по которому течет энергия человека, течет естественно и привычно: для экстраверта самым интересным и привлекательным является объект, в то время как сам субъект или сама психическая реальность оказываются более важными для интроверта.
Вне зависимости от того, преобладает ли в ком-либо экстравертность или интровертность, существуют неизбежные психологические события-соучастия, связанные с ролью бессознательного.
Роль бессознательного. Большая трудность в определении типов заключается в том, что доминирующая сознательная установка оказывается бессознательно скомпенсированной или сбалансированной своей противоположностью. Строго говоря, не существует показательной "установки бессознательного", есть лишь способы функционирования, которые окрашены бессознательным. И в этом смысле можно говорить о компенсирующей установке в бессознательном.
Вообще, только одна из четырех функций дифференцирована столь достаточно, чтобы ею свободно манипулировала сознательная воля. Другие являются полностью или частично бессознательными, а подчиненная функция — в наибольшей степени. Таким образом, сознательная ориентация мыслительного типа уравновешена бессознательным чувством, и наоборот, в то время как ощущение скомпенсировано интуицией, и так далее. Бессознательные, недифференцированные функции способны искажать личность до такой степени, что внешний наблюдатель может легко ошибиться, приняв один тип за другой.
На практике часто полезно спрашивать самого себя: "Что за крест я несу, какова его тяжесть? От чего я страдаю больше всего? Как так случилось в жизни, что я всегда бьюсь головой о стену и чувствую себя дураком?" Ответы на такие вопросы обычно ведут к подчиненной установке и функции, а затем с определенным решением и весомой долей терпения могут привести к большей осознанности самого себя, своей сущности.
Таким образом, исследования Юнга позволили сформировать психологический типологический базис индивида, включающий четыре пары полярных функций и установок: рациональность—иррациональност, мышление(логика)—чувство(этика); ощущение(сенсорика)—интуиция, экстраверсия— интроверсия.
Матрица 4x4 формирует систему из 16 психолого-информационных типов, каждый из которых отличается своеобразием характера мыслей, действий и поступков.
Как определить принадлежность конкретного лица к любому из 16 типов? Для этого следует сначала определиться с набором функций и установок, формирующих личностный психологический портрет. Образно говоря, из каждой пары приведенных функций следует выбрать одну, доминирующую у рассматриваемого индивида. Затем, когда составляющие функции определены, их следует расположить в некоей последовательности.
Рассмотрим пример. Допустим, в результате тестирования, у индивида выявлены доминанты следующих функций и установок: рациональность (J), интуиция (N), этика (F), экстраверсия (Е). Поскольку личность рациональна, то основной функцией будет этика, а вспомогательной — интуиция (функция иррациональная). Экстравертная установка дополняет психологический портрет личности. Из совокупности всех четырех параметров можно вывести своеобразный генетический код психологической ориентации личности — этико-интуитивный экстраверт. Он и будет являться базовым психологическим портретом данного индивида.
Информационный обмен в среде конкретного социона строится на своеобразии психологической ориентации каждого типа, составляющего социон, и формируемой структуры отношений между типами.
Другое по теме:
Познавательное развитие дошкольника. Ощущение, восприятие, память
В младшем дошкольном возрасте познавательное развитие продолжается по трем основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире [1, с. 85].
В возрасте от трех до пяти лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и во ...
Межличностные
конфликты. Конфликт в организации
В организациях конфликт проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего ...
Потребности принадлежности и любви.
На этом уровне люди стремятся установить отношения привязанности с другими в своей семье или в группе. Ребенок хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются и он получает много ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, тянуться к участию в религиозных, музыкальных, спортивных и других сп ...