Заключение
В заключении сделаем выводы по всему содержанию выпускной квалификационной работы.
Проанализировав теоретические вопросы адаптации детей к условиям детского образовательного учреждения, мы выявили, что каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть и общие черты. До трех лет у детей, подверженных невротическим расстройствам, при помещении в ясли, скорее будут проявляться беспокойство, страх и депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность); длящиеся, по крайней мере, несколько месяцев, особенно у детей повышенно эмоционально зависимых от родителей. В таких случаях процесс адаптации растягивается на год и более.
Мы сделали вывод о том, что характер и длительность привыкания зависят от ряда условий:
1. Прежде всего, течение периода адаптации зависит от возраста детей при поступлении. Наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям жизни дети от 12 до 19 - 20 месяцев.
2. По-разному привыкают дети разного возраста в зависимости от того, что именно меняется у ребенка в связи с переходом в новые условия. Дети трудно привыкают, если меняется их кормление и привычная для них температура помещения. Так же дети обычно тяжело реагируют, если меняются приемы проведения кормления, укладывания, бодрствования.
3. Различна длительность и тяжесть привыкания к изменившимся условиям в зависимости от предшествующих условий воспитания детей в семье.
Таким образом, нарушения в поведении детей при переходе в новые условии жизни объясняются резкой переменой привычных для детей приемов воспитания и недостаточным развитием у них адаптационных механизмов.
4. По-разному привыкают дети одного и того же возраста в зависимости от индивидуально - типологических особенностей их нервной деятельности.
5. Течение адаптационного периода зависит от наличия или отсутствия предшествующей тренировки их нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям.
6. На течение адаптационного периода оказывает влияние также уровень психического развития. Дети с более высоким уровнем развития привыкают, как правило, легче.
7. Дети с тяжелым анамнезом (с отягощенной наследственностью, патологией беременности и родов), длительно и часто болеющие до поступления в ясли, часто дают тяжелую адаптацию (Л. Г. Голубева). Поэтому персоналу группы следует знать прошлое поступающего ребенка и уделять таким детям особенное внимание.
Итак, длительность периода адаптации зависит от многих причин, в том числе и от состояния здоровья. Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Для эмоционально чувствительных, нервно и соматически ослабленных детей, особенно тех, кто в последствии заболевают неврозом, ДОУ выступает в качестве декомпенсирующего фактора их психического развития.
В нашем эмпирическом исследовании, сравнив показатели состояния здоровья и степень адаптации к детскому учреждению детей соматически ослабленных и здоровых, мы пришли к выводу, что соматически ослабленные дети имеют чаще всего среднюю и тяжелые формы адаптации к ДОУ. Это означает, что часто болеющие, соматически ослабленные дети относятся к группе риска, как трудно адаптирующиеся к режиму ДОУ. Данный вывод подтверждает результаты исследования Л.Г. Голубевой о том, что дети, длительно и часто болеющие до поступления в ясли, дают тяжелую адаптации.
Таким образом, наша гипотеза о том, что характер адаптации к детскому учреждению зависит от наличия у ребенка соматических и психосоматических заболеваний, подтвердилась.
В настоящее время разрабатывается система медицинской и педагогической помощи детям, поступающим в ясли. В нее включается работа с родителями, направленная на укрепление физического здоровья детей, увязывание домашнего режима дня с условиями новой среды. Чтобы облегчить адаптационный период, рекомендуется постепенно включать ребенка в ясельную группу, создавать для него особый эмоциональный климат.
Ведь от того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и его привыкание к яслям (которое может продолжаться в течение полугода), и дальнейшее развитие малыша.
Главной заботой тут является профилактика заболеваемости детей и снижение их эмоционального дискомфорта в период адаптации. Однако эти меры облегчают уже возникшее тяжелое состояние, но не затрагивают причин, порождающих его. Вместе с тем ясно, что гораздо важнее организовать уход за детьми и воспитание в семье таким образом, чтобы свести к минимуму осложнения адаптационного периода. Не подлежит сомнению то, что причины осложнения физического и психического состояния малышей имеют прежде всего психологическую природу и находятся в сфере социальных отношений ребенка с окружающим миром. Это признают и медики, и педагоги, и психологи.
Другое по теме:
Экспериментальное
исследование взаимоотношений с матерью и
агрессивного поведения подростков. Описание методов и методик
исследования
Цель исследования: выявить взаимосвязь отношений подростков с матерью и агрессивности в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: можно предположить, что специфика отношений матери влияет на агрессивность подростка: гиперпротекция является условием физической агрессии, потворствование – вербальной агрессии, эмоциональное отвержение – условием обиды.
Задачи исследования:
1. Исследовать про ...
Дошкольная программа
Группы из 610 детей со слуховыми нарушениями занимаются от 3 до 5 часов ежедневно. Обычно начинают эту программу с 3х лет и остаются в ней минимум 3 года. Процент интегрированных детей увеличивается, если терапию начинают ранее, или, если продолжают терапию ещё несколько лет после 1го класса.
Руководитель группы и индивидуальный терапевт несут ответственность за занятия ребёнка. Родители не обя ...
Психологические особенности воспитания в школе. Психолого-педагогические основы работы
с младшими школьниками
Деятельность учителя начальной школы весьма специфична. Педагог работает и как учитель, и как классный руководитель. От его работы во многом зависит, насколько успешно будет протекать жизнедеятельность ребенка в школе. Здесь особенно важно знание возрастных особенностей детей: из-за пренебрежения ими не полностью реализуются интеллектуальные, нравственные, творческие силы ребенка, вполне «благоп ...