Процессуальная модель предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций
Страница 3

Психология » Методология исследования соотношения семейных и внесемейных ценностных ориентаций » Процессуальная модель предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций

Цели и задачи программы нами были сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного, познавательного и развивающего (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития). В их содержание мы включили следующее:

1. Создание воспитательного пространства для формирования социальных отношений, ценностных ориентаций, способствующих дальнейшему развитию и самореализации личности в социуме.

2. Создание педагогических условий, способствующих воспитанию свободной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности.

3. Формирование гуманистического мировоззрения, ответственности перед собой и обществом, будущим поколением за результаты своей деятельности в социальной, природной, культурной среде.

4. Активизация общественно значимой деятельности учащихся через товарищескую заботу об окружающем мире.

В соответствии с подходами в качестве принципов, определяющих цели, стратегии и содержание процессуальной модели предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков, на которые, при практической реализации, опирается воспитательно-коррекционная программа, выступили следующие:

1. Принцип целостности. Целостность характеризуется наличием интегративных качеств, не присущих отдельным компонентам системы.

2. Принцип коммуникативности. Основывается на научном понимании социальных процессов, согласовывается с общими закономерностями развития природы и человека как ее неотрывной части.

3. Принцип структурности. Благодаря устойчивости структур обеспечивается целостность модели (системы) и упорядоченность взаимодействия её компонентов.

4. Принцип управляемости и целенаправленности. Цель и управление важный – системообразующий фактор как функционирования модели, так и развития. Правильный выбор целевых ориентиров – одно из главных условий успешного становления, реализации воспитательно-коррекционной программы, соответственно, и дальнейшего развития воспитательной системы.

5. Принцип развития. Процесс количественного и качественного изменения, обусловленного формированием нового интегративного свойства, и переход на более высокий уровень.

Совокупность данных принципов системного подхода и паттернов синергетического подхода даёт возможность направленного положительного влияния на личность подростка в процессе его развития, работая по принципу вытеснения и замещения отрицательных элементов, поскольку появление асоциальных установок и асоциального поведения представляет сложное негативное образование, состоящее из элементов, образующих взаимозависимые связи, создавая свою целостную систему, отрицательно влияющую на личность подростка в целом.

Методологическая значимость модели, разработка на её основе воспитательно-коррекционной программы состоит в следующем:

- система сама формирует свою границу функционирования;

- развитие личностной системы не однолинейно, неравновесно и альтернативно;

- открываются новые измерения в изучении стихийных процессов, внося в них элементы регулирования;

- воздействия должны отвечать гуманной сущности, в противном случае они разрушат уже имеющуюся самоорганизацию;

- опора на определённые особенности менталитета. Особенность российской ментальности заключается в её нравственно ориентированной поисковой деятельности.

Таким образом, мы разработали процессуальную модель предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций, педагогические условия эффективности ее реализации будут рассмотрены далее.

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Методические рекомендации по социально-психологической помощи больным СПИДом
С учетом перечисленных проблем, особое значение в социальной работе приобретает взаимодействие и координация усилий специалистов смежных профессий – врачей, психологов, социальных работников. Так как психологические проблемы связаны с деградацией личности. Патологической адаптацией к болезни, специфическими являются вопросы биомедицинской этики, связанные с отношением родственников и специалист ...

Теория одиночества
Существующие модели одиночества часто носят эпизодический, несистемный характер. В дидактических целях их можно классифицировать на 8 основных групп: психологические, феноменологические, экзистенционально-гуманистические, социологические, интеракционистические, коллективные, интимные, теоретико-системные. Остановимся подробнее на некоторых из них. Психодинамическая модель , а точнее модели, вкл ...

Особенности формирования и проявления агрессии в подростковом возрасте
В появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы, в том числе возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и индивидуальные условия. Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко ...