Исследование семейных конфликтов. Конфликты
Ø Понятие «конфликт»
Конфликт – это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей или групп, взаимно противоположных, несовместимых исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и группы.
Конфликты социально обусловлены и опосредованы индивидуальными особенностями психики людей. Они связаны с острыми эмоциональными переживаниями – аффектами, с действием познавательных стереотипов – способов интерпретации конфликтной ситуации и одновременно с гибкой изобретательностью личности или группы в поисках и выборе путей конфликтного, то есть ведущего к усилению конфликта поведению.
Участники семейных конфликтов часто не являются противоборствующими сторонами, адекватно осознавшими свои цели, скорее они жертвы собственных неосознаваемых личностных особенностей и не правильного, не соответствующего реальности, видения ситуации и самих себя.
Для семейных конфликтов характерны крайне не однозначные и потому неадекватные ситуации, связанные с особенностью поведения людей в конфликтах. Демонстрируемое поведение часто маскирует истинные чувства и представления о конфликтной ситуации и друг о друге. Так, за грубыми и шумными столкновениями супругов могут скрываться привязанность и любовь, а за подчеркнутой вежливостью – эмоциональный разрыв, хронический конфликт, иногда и ненависть.
Ø Виды конфликтов
1. Конфликты ценностей: возникают в связи с разными установками, ценностями людей;
2. Ресурсные: конфликт из-за ресурса (деньги, любовь, работа, любовь ребенка);
3. Конфликты интересов;
4. Конфликты норм: в связи с разными нормами поведения людей;
5. Конфликт из-за сломавшегося динамического стереотипа;
6. Когнитивные: возникают вследствие критики и не аргументации;
7. Ролевые: в ходе выполнения какой-либо социальной роли, когда к ролевому исполнению предъявлены конкретные требования;
7.1. Межролевой: разные роли предъявляют к человеку разные требования;
7.2. Внутриролевой: человек предъявляет к себе определенные требования и окружающие;
7.3. Я - ролевой: представление о роли не соответствует тем качествам, носителем которых человек является;
8. Конфликт-вспышка: применение физической силы со стороны оппонента.
В зависимости от способа разрешения конфликты бывают:
· Продуктивные конфликты стимулируют развитие отдельной личности или группы.
· Деструктивные – усугубляют нарушение взаимодействия.
Ø Функции конфликтов
Конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные функции:
Позитивные функции конфликта для его участников:
1. полностью или частично устраняет противоречия;
2. позволяет более глубоко оценить индивидуально психологические особенности, выявит ценности, мотивы, мировоззрения, ценностные ориентации;
3. позволяет выявить стрессоустойчивость и познать себя;
4. конфликт служит источником развития личности;
5. может улучшить качества индивидуальной деятельности;
6. при отстаивании цели участники конфликта могут повысить авторитет у окружающих;
7. способствует социализации;
Негативные функции конфликта по отношению к участникам:
1. отрицательное воздействие на психологическое состояние участников;
2. неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психическим и физическим насилием по отношению к оппоненту;
3. сопровождается стрессом;
4. формирует негативный образ другого, возникает неправильная установка;
5. могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности;
6. закрепляет в социальном опыте личности насильственные способы ведения борьбы.
Другое по теме:
Коммуникационные барьеры, причины их
возникновения и классификация
Чаще всего разногласия и непонимание, т.е. “барьеры” коммуникаций, связаны не с искажением информации или ее недостатком, а с неумением или нежеланием почувствовать другого человека, проникнуться его потребностями, заботами, или болью. Расхождения возникают из-за желания навязать свое видение и понимание ситуации. Часто препятствием на пути к согласию является опасение потерять влияние (над чело ...
Приложения
Приложение 1
Таблица №1 Результаты диагностики уровня эмпатии студентов 2го и 4 курсов (методика диагностики уровня эмпатии И.М. Юсупова)
Ф.И. О
испытуемого
Уровень эмпатии
Очень высокий уровень
(от 82 баллов)
Высокий уровень
(то 63 до 81 балла)
Средний уровень
(от 37 до 62 баллов)
Низкий уровень
(от 12 до 36 баллов)
Очень низкий уровень
(менее 11 баллов)
1. Р ...
Основные свойства внимания
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них.
Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может оп ...