Личностные и ситуативные аспекты временной перспективы личности
Страница 1

Психология » Формирование временной перспективы в онтогенезе » Личностные и ситуативные аспекты временной перспективы личности

Проблему временной перспективы исследовали такие психологи, как К. Левин, Л. Франк, И. Наттин, Р. Кастенбаум и др. Часто, обсуждая проблему временной перспективы, психологи сводят ее к сугубо субъективным параметрам времени, к определению его ценности. Одни психологи определяют будущее соотносительно с прошлым и настоящим, другие - с точки зрения его структурированности, третьи - ценностного содержания. Но следует различать психологическую, личностную и жизненную перспективы как три различных явления, а не останавливаться на одном понятии и приравнивать его ко всем остальным.

Психологическая перспектива - это способность человека сознательно, мысленно предвидеть будущее, прогнозировать его, представлять себя в будущем. Эта способность зависит от типов личности. У одних людей представления о будущем связаны с профессиональным выбором, у других - с личностными притязаниями и со своими будущими достижениями, у третьих - с личными устремлениями и потребностями. Эти различия возникают в зависимости от ценностных ориентаций, предпочитаемых сфер жизни.

Личностная перспектива - это не только способность человека предвидеть будущее, но и готовность к нему в настоящем, установка на будущее. Личностная перспектива - свойство личности, показывающее ее зрелость, потенциал ее развития, сформировавшиеся способности к организации времени.

Жизненная перспектива - совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают личности возможность для оптимального жизненного продвижения.Чаще всего жизненная перспектива открывается тому, у кого существует собственная жизненная позицией, которая целостным образом определяет будущее личности. Все три вида перспектив зависят друг от друга и взаимосвязаны. Но наличие одной из них не предполагает обязательное существование у человека другой.[14]

Также существуют личностные и ситуативные или ситуационные аспекты временной перспективы личности, которые непосредственным образом влияют на формирование временной перспективы личности в ее онтогенетическом развитии. В качестве личностных детерминант выделяют такие факторы как личностная тревожность, локус контроля и самоэффективность.

Фактор личностной тревожности -особенность испытывать эмоциональное

Беспокойство. Он определяет и особое эмоциональное отношение ко времени.

Локус контроля - характеристика, отражающая степень принятия ответственности за происходящие событие, представляется значимой для развития активности во времени.

Самоэффективность – параметр представлений о собственной компетентности для проявления активности. Он связан с планированием времени и проявлением активности в практической организации временной перспективы.

К ситуационным факторам относятся те параметры ситуации, в которых оказываются люди в условиях современного общества, характеризующегося ускорением всех процессов социального развития. Это дефицит времени, опыт неудачи в прошлом и неопределенность требований к деятельности человека. Необходимы были исследования факторов, влияющих на организацию временной перспективы. Гипотеза исследования психологов состояла в том, что особенности ситуации в зависимости от личностных параметров влияют на изменение в организации времени.

Для оценки личностных особенностей использовались различные методики и опросники с целью определения общего (в том числе эмоционального) отношения ко времени, а также проявления активности в практической организации времени. Существовала основная группа, состоящая из 100 человек и контрольная, состоящая из 50.Анализ полученных результатов показал, что при высокой личностной тревожности воздействие ситуационных факторов вызывает повышение уровня активности в практической организации времени, снижение позитивного отношения к прошлому, но планирование и осознание времени и отношение к будущему и настоящему остаются неизменными. При умеренной личностной тревожности воздействие выделенных параметров ситуации приводит к повышению уровня развития планирования и осознания времени при этом отношение ко времени и уровень активности остаются неизменными.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Особенности развития личности в позднем возрасте
В научной литературе широко распространено мнение о заострении или огрубении в старости присущих человеку личностных черт. Так, А.У. Тибилова считает, что характерологические изменения, свойственные нормальному старению, можно рассматривать происходящие за счет продолжения и усиления, присущих людям в более молодом возрасте черт в совокупности с изменениями, привносимыми самим процессом старения ...

Эстетика сектантов
Упрощение культа в ряде христианских сект не означает отказа от обрядности. Напротив, в этих сектах делается все возможное, чтобы усилить психологическое воздействие обрядов и богослужений. Этой цели служит и чтение проповедей, и пение, и музыка, и сам порядок богослужения. Широко используя разнообразные средства эстетического воздействия на верующих, вожаки сект превратили богослужение в своего ...

Теоретический обзор литературы по психологии тревожности. История развития психологии тревожности
Большинство исследователей тревожности согласны с тем, что проблема тревожности в психологии, как в научном, так и в клиническом плане впервые была поставлена и рассмотрена в трудах З. Фрейда [60, 61]. Взгляды Фрейда в отношении тревоги и страха близки к философской традиции, берущей свое начало от Серена Кьеркегора [28]. Оба признавали необходимость разграничения тревоги и страха, считая, что ...