Заключение

Правильная организация своего времени является одной из важнейших задач в наш век прогресса и новых технологий, т.к. с каждым годом объем поступающей информации увеличивается, следовательно, человеку необходимо приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам. Таким образом, построение и ситуативная коррекция временной перспективы личности является составной частью целостной общей стратегии поведения человека. Хотя эта проблема очень актуальна в наше время, она не является достаточно изученной.

В ходе изучения библиографических источников было обнаружены результаты, подтверждающие гипотезу о том, что особенности ситуации в зависимости от личностных параметров различным образом влияют на изменение в организации времени. Были выделены такие типы, как типы личности, более включенные в социальную динамику и типы личности, слабо включенные в социальные процессы. Также по классификации В. И. Ковалева были представлены следующие типы: стихийно-обыденный, функционально-действенный, созерцательный, творчески-преобразующий. Л. Ю. Кублицкене классифицировала типы личности следующим образом: оптимальный, дефицитный, спокойный, исполнительный, тревожный, неоптимальный. Личность организует свое временное пространство в зависимости от принадлежности к тому или иному типу. Также важную роль играют ситуационные факторы, к ним относятся те параметры ситуации, в которых оказываются люди в условиях современного общества, характеризующегося ускорением всех процессов социального развития. Анализ полученных результатов показал, что при высокой личностной тревожности воздействие ситуационных факторов вызывает повышение уровня активности в практической организации времени, снижение позитивного отношения к прошлому, но планирование и осознание времени и отношение к будущему и настоящему остаются неизменными. При умеренной личностной тревожности воздействие выделенных параметров ситуации приводит к повышению уровня развития планирования и осознания времени при этом отношение ко времени и уровень активности остаются неизменными.

Также теоретический анализ подтвердил вторую гипотезу о том, что формирование временной перспективы жизни происходит постепенно и способность к адекватной оценке времени формируется у детей к 15-16 годам. Для ребенка из всех измерений времени самым важным является настоящее, «сейчас». Все значимые переживания ребенка связаны с его ограниченным личным опытом, будущее представляется ему только в самом общем виде. С возрастом заметно ускоряется субъективная скорость течения времени. Изменение временной перспективы связано с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретных результатов. Расширение временной перспективы - сближение личного исторического времени.

Таким образом, в ходе исследования обе гипотезы получили научное подтверждение.

Другое по теме:

Развитие экспериментальной психологии в России
Успехи психологии были обусловлены применением эксперимента. Научная молодежь в России тоже стремилась освоить этот метод. Многие из тех, кто увлекся психологией, отправлялись с этой целью в Германию, в Лейпциг, ставший благодаря Вундту Меккой экспериментальной психологии. Эксперимент требовал организации специальных лабораторий. В России первые робкие попытки поместить в лабораторию не лягушку ...

Познавательное развитие дошкольника. Ощущение, восприятие, память
В младшем дошкольном возрасте познавательное развитие продолжается по трем основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире [1, с. 85]. В возрасте от трех до пяти лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и во ...

Ощущение как психический процесс. Понятие об ощущениях
Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человек получает с помощью анализаторов в виде ощущений или, иными словами, посредством сенсорных процессов. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер. Участие физического, физиологического и психического процессов в возникновении ощуще ...