Эмоциональные состоянияСтраница 1
Простейшей и древнейшей формой переживания эмоций является эмоциональный тон ощущений. Любой сигнал, воспринятый нашими анализаторами, вызывает определенную эмоциональную реакцию - положительную или отрицательную. В каждый момент времени на нас воздействует огромное количество раздражителей и каждый из них эмоционально переживается нами.
Если совокупное количество раздражителей, вызывающих положительную эмоциональную реакцию, больше, то мы чувствуем себя в настоящий момент хорошо - спокойно, расслабленно, удовлетворенно. Если же, наоборот, больше отрицательно воздействующих раздражителей, то мы чувствуем себя "не в своей тарелке", "неуютно", напряженно, неспокойно. Особенно важное значение для формирования общего эмоционального тона ощущений имеют запаховые раздражители. Обоняние - древнейший из анализаторов. Оно через нервную вегетативную систему тесно связано с деятельностью желез внутренней секреции и существенно влияет на общее состояние организма - в том числе и на общий эмоциональный тон.
Настроение - эмоциональное состояние, в течение длительного времени окрашивающее всю психическую жизнь человека. Различают два вида настроений:
· эмоциональный нерасчлененный фон (приподнятое или подавленное);
· четко идентифицируемое состояние (скука, печаль, радость)
Факторы, вызывающие определенное настроение, могут быть очень разными: от физиологических до высокодуховных. Так, например, несварение желудка, чувство вины за неблаговидный поступок или мысль, конфликтная ситуация в семье, неудовлетворенность уровнем проделанной работы способствуют формированию плохого настроения, а, скажем, ощущение благополучия организма после лыжной прогулки или полноценного сна, удачно выполненная работа, встреча с дорогим человеком, хорошая книга вызывают хорошее настроение. Специфика этого эмоционального состояния в том, что человек, будучи в определенном настроении, воспринимает все сигналы из среды окрашенными в те же эмоциональные тона, даже если рационально он способен их оценить адекватно.
Фрустрация
- состояние острого переживания неудовлетворенной потребности, осознание невозможности достижения какой-либо значимой цели.
Факторы, вызывающие это состояние, называются фрустраторами, а ситуации, в которых это состояние возникает, называют фрустрационными ситуациями. Фрустраторами может быть широкий спектр факторов: физиологических (лишение сна, пищи, холод, жажда, неудовлетворенные сексуальные потребности и т.д.), психологических (отсутствие общения, недостаток информации, этические внутренние конфликты и т.д.)
Человек, находящийся в состоянии фрустрации, испытывает целую гамму негативных эмоциональных переживаний: раздражение, чувство вины, разочарование, отчаяние.
Стресс
- реакция на изменение условий жизни, процесс адаптации к новой ситуации, "неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование"
В зависимости от вида стрессоров, подразделяют:
· физиологический стресс (изменение режима работы, тяжелый физический труд, чрезмерный холод или жара, недостаток кислорода, болевые стимулы);
· психологический стресс ( существенное изменение жизненных условий, потеря близких людей, информационные перегрузки, обида и т.д.).
Аффект
- сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для индивида условий жизни. Причиной возникновения аффекта является переживание человеком внутреннего конфликта между его влечениями, стремлениями и желаниями либо противоречия между требованиями, предъявляемыми ему окружающими (либо им самим) и возможностями выполнить эти требования. Аффект развивается в критических, неожиданно возникших, чаще опасных ситуациях в том случае, когда человек не может найти выход из них.
Другое по теме:
Развитие экспериментальной и дифференциальной
психологии
От уровня теоретических представлений о предмете психологии следует отличать уровень конкретной эмпирической работы, где под власть эксперимента подпадал все более широкий круг явлений. Давним, с платоновских времен, “гостем” психологии являлось представление об ассоциации. Оно получало различные толкования. В одних философских системах (Декарт, Гоббс, Спиноза, Локк, Гартли) ассоциация рассматри ...
Занятие №3 «Физкультурия»
Материалы:
плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, мячик.
Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы совершим наше второе путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся? ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мы это делали?
“Корабль и ветер”
Цель: настроить группу на рабочий лад.
« Вдохн ...
Развитие форм общения. Понимание речи и возникновение первых слов
Необходимость связи младенца со взрослыми приводит к появлению особых, неречевых форм их общения. Первой формой такого общения является эмоциональная реакция ребенка на взрослого. Эмоциональные реакции на взрослого развиваются у ребенка в тех отношениях: во-первых, из "местной" реакции в виде улыбки они становятся выражением полной "радости"% ребенок как бы всем телом тянется ...