Внешнее выражение эмоций, эмоциональные реакции
Эмоции играют важную роль в жизни человека и различным образом влияют на его деятельность.
Рассматривая деятельность головного мозга, мы обращали внимание на то, что от каждого воспринятого раздражения в кору больших полушарий приходит два потока импульсов. Один идет прямо в корковую часть соответствующего анализатора, где выясняется, что мы ощущаем и воспринимаем; второй, проходящий через ретикулярную формацию и лимбическую систему ядер старой коры, выясняет значение данного раздражения для организма. Эта общая оценка и лежит в основе возникновения различных эмоциональных переживаний. Эмоции по механизмам возникновения рефлекторны. На это указывал еще И.М. Сеченов. Он называл эмоции рефлексами с усиленным концом.
Человеку, мыслящему или принимающему решение к действию, требуется время, и ответ нуждается в известной отсрочке. Иное дело – эмоции. В зависимости от характера они либо вызывают бурные движения, либо, напротив, угнетает их. В том и другом случае они усиливают завершающую треть рефлекса.
Человек получил радостную речь, допустим, он принят в вуз после успешной сдачи экзаменов. Юный студент оживлен, лицо его раскраснелась, глаза блестят, он возбужденно машет руками, спешит поделиться радостью с друзьями, иногда даже скачет от радости. Все это признаки большого возбуждения, характерные для радостной эмоции.
Анализ мимических и пантомимических реакций, которыми сопровождаются разные эмоции, показал, что каждой эмоции свойственны специфические движения лицевой мускулатуры, особое выражение глаз, определенная поза и характерные движения конечностей. Зачатки этих мимических и пантомимических движений можно наблюдать и в животном мире. У человека же они, так же и все другие психические процессы, изменились в процессе общественной истории и под влиянием культуры.
Описанные выше действия обычно относят к эмоциональным реакциям. Эмоциональные реакции – улыбка, смех, плач, взволнованная речь, импульсивные действия или полная неподвижность – обычно характеризуется отчетливой связью с событиями, которые их вызвали.
Эмоциональные реакции во многих случаях помогают определить отношение к происходящему, восстановить справедливость, полнее пережить успехи и неудачи в трудовом и спортивном соревновании. Они содействуют контакту между людьми.
Целый ряд профессий предъявляет к человеку требования умения управлять своими эмоциями и адекватно определять выразительные движения окружающих его людей. Понимание реакций других людей и правильное реагирование на них в условиях совместной деятельности – неотъемлемая часть успешности во многих профессиях. Неспособность договориться, понять другого человека, войти в его положение может привести к полной профессиональной некомпетентности. Умение
разбираться в многочисленных нюансах эмоциональных проявлений и воспроизводить их необходимо людям, посвятившим себя искусству (актерам, художникам, писателям). Понимание и умение воспроизводить - важнейший этап обучения актеров искусству интонаций, мимики, жестов.
Современная практика психологической подготовки людей к различным видам деятельности, их социальное обучение позволяет развить навыки компетентности в общении, важнейшей составляющей которой является восприятие и понимание людьми друг друга.
Другое по теме:
Групповая динамика в СПТ
Описанием стадий развития групп занимались целый ряд исследователей, и из этих описаний явствует, что, несмотря на специфичность содержания деятельности отдельных групп, которое значительно различается, направление и процесс развития очень похожи. Другими словами, несмотря на природу группы и теоретическую ориентацию ведущего, имеются некоторые общие тенденции, которые становятся очевидными в бо ...
Особенности развития личности в позднем возрасте
В научной литературе широко распространено мнение о заострении или огрубении в старости присущих человеку личностных черт. Так, А.У. Тибилова считает, что характерологические изменения, свойственные нормальному старению, можно рассматривать происходящие за счет продолжения и усиления, присущих людям в более молодом возрасте черт в совокупности с изменениями, привносимыми самим процессом старения ...
Сущность стресса и методы управления
Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда вы встаете, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность, или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Как отмечает док ...