Причины возникновения одиночества. Формирование самосознания в юношеском возрасте
В юношеском возрасте люди пытаются как-то систематизировать представления о своем одиночестве, а не просто представить перечень возможных его причин. Подобным же образом и одинокие люди пытаются систематизировать собственные объяснения их неудовлетворительной социальной жизни.
Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.
Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:
1. Открытие своего внутреннего мира
, юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется и чувство одиночества.
2.
Появляется осознание необратимости времени
, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях.
Постепенно, из мечты, все возможно, и идеала, как абстрактного, но часто недосягаемого образца, начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми предстоит выбрать. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана - важный элемент самосознания.
3. Формируется целостное представление о самом себе
, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые свои качества. Юношеские самооценки часто бывают, противоречивы («Я в своем представлении гений + ничтожество»). На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, самоанализа своих качеств и способностей у юноши формируется самоуважение – обобщенное отношение к себе.
4. Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности.
Юношеская сексуальность отличается от сексуальности взрослого человека. Если зрелая половая любовь взрослых представляет собой гармоническое единство чувственно-сексуального влечения и потребности в глубоком духовном общении и взаимопонимании любящих людей, то в юности эти два влечения созревают не одновременно, и к тому же по-разному у девушек и юношей. Хотя девушки раньше созревают физиологически, у них на первых порах потребность в нежности, ласке, эмоциональном тепле и понимании выражена сильнее, чем в физической близости. У юношей, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется чувственно-сексуальное влечение к физической близости, и значительно позднее возникает потребность в духовной близости, взаимопонимании. Потребность в душеном понимании и сексуальные желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. По образному выражению одного ученого – сексолога, «юноша не любит женщину, к которой его сексуально - физиологически влечет, и его не влечет сексуально к девушке, которую он любит, у него целомудренное отношение к девушке, вызывающей у него нежные чувства». Данные различия в формировании личности юношей и девушек влекут за собой некоторые последствия. Часто девушек интересуют юноши старшего возраста. И это вполне объяснимо. Как уже было сказано, девушки взрослеют морально и физически раньше юношей, поэтому чтобы получить нужное им внимание они находят его среди молодых парней. Часто это вызывает чувство неполноценности и комплекса у юношей.
Другое по теме:
Потребности самоактуализации.
Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Но, по Мнению Маслоу самоактуализация очень редка, т.к. многие лю ...
Понятие дедукции в широком смысле
Дедукция - это частный случай умозаключения.
В широком смысле умозаключение - логическая операция, в результате которой из одного или нескольких принятых утверждений получается новое утверждение - заключение.
В зависимости от того, существует ли между посылками, и заключением связь логического следования, можно выделить два вида умозаключений.
В дедуктивном умозаключении эта связь опирается н ...
Особенности психического развития ребенка с синдромом РДА
РДА – клинический синдром, сочетание общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития. Аутизм - снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию; “уход” от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний. Проблема детского аутизма является одной из наиболее актуальных в област ...