Сравнительный анализ факторов одиночества юношества и зрелости
Страница 2

Психология » Факторы одиночества и способы его преодоления » Сравнительный анализ факторов одиночества юношества и зрелости

Из анкеты следует, что для 80% девушек и юношей родители являются крепкой опорой, несмотря на сильную занятость. 20% учащихся заявили, что они могут рассчитывать только на самих себя.

Хотя большинство опрошенных (56%) не любят сами бывать в одиночестве, тем не менее они считают подобное времяпровождение приемлемым и не испытывают страха или депрессии, находясь в таком состоянии («можно заниматься рефлексией», «начинаешь понимать себя в такие минуты», «задумываешься о жизни, когда нет рядом компании»). 27% юношей и девушек паникуют, находясь в состоянии одиночества («общение с самим собой доставляет мало удовольствия», «какая гармония? Я не психопат», «я не бываю в состоянии «тихо сам с собою»).

Одиночество – есть переход из подросткового бесполового бытия в жизнь юноши и девушки. Благодаря одиночеству происходит осознание пола, попытка найти стиль женщины и мужчины.

Женщина всегда тяжелее мужчины переносит одиночество. Однако в юности – в эпоху естественного одиночества – именно одиночество юноши представляется более очевидным. Объяснением этому может служить тот факт, что девушка созревает значительно раньше и в большей степени несет в юности черты самодостаточной личности. Юный же мужчина достигает самодостаточности благодаря индивидуальному волевому порыву. Такой порыв в значительно большей степени предполагает одиночество, требует его.

Мечтания юного мужчины в корне отличны от тех, которым предаются девушки. Это мечтания о своей исключительности, которая должна быть реализована вне семейного благополучия или во всяком случае – не благодаря ему.

Юноша есть подросток, осознавший себя как волю к власти, либо волю к созерцанию. И то, и другое есть воля к уединению. Юноша овладевает стихией одиночества, преобразует ее в уединение. Все это позволяет провести нам различие между одиноким и уединившимся юношей. Первый случайно попадает в стихию одиночества и, страдая, стремится вернуться обратно. Уединившейся сознательно приходит в нее, стремясь найти новую полноту жизни.

Девушка не нуждается в одиночестве, так как юноша. Ее взросление обусловлено логикой распространения человеческого рода на планете. Девочка, а затем девушка готовится стать матерью, и это накладывает печать на ее личность. Идея будущего рождения и материнства внушается девушке с раннего возраста, и поэтому одиночество рассматривается как предвестник трагедии.

К одиночеству может стремиться только странная девушка, которая преодолевает инстинктивное, противодействие рода. В одиночестве также может оказаться девушка-изгой, не сумевшая вписаться в общность сверстников и страдающая от этого.

Уединение и отстраненность девушки, так же как и у юношей, проявляются через мечты. Девушка ожидает в своих мечтах любви, как абсолютного преодоления одиночества. Это ожидание роднит ее с юношей, и ожидание это реализуется в чувстве влюбленности.

В ответах девушек и юношей мы наблюдаем отличия: девушки реагируют более эмоционально, открыто пишут о своих чувствах.

В общественном сознании одиночество обычно связывается со зрелостью и пожилым возрастом. Однако есть исследования, доказывающие, что наиболее остро эта проблема стоит в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Так ли это мы проверим, исходя из анкет, опрошенных нами взрослых.

С точки зрения взрослых (65%), основными причинами одиночества являются социальные факторы: социальное отторжение, отсутствие круга общения, близких друзей, ситуативные причины («в разлуке от любимых», «вдали от семьи», «оставили близкие», «недостаток внимания», «равнодушие окружающих», «прихожу в пустой дом», «перемена места жительства», «рушатся мечты», «нет единомышленников»).

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Занятие №2 «Страна Рисовандия»
Материалы: плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, ватманы 4шт., краски, кисточки 10шт., музыка, листы А4, цветные карандаши. Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы совершим наше первое путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся? ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мы это делали? ...

Эстетика сектантов
Упрощение культа в ряде христианских сект не означает отказа от обрядности. Напротив, в этих сектах делается все возможное, чтобы усилить психологическое воздействие обрядов и богослужений. Этой цели служит и чтение проповедей, и пение, и музыка, и сам порядок богослужения. Широко используя разнообразные средства эстетического воздействия на верующих, вожаки сект превратили богослужение в своего ...

Развитие психологии как самостоятельной науки зарождение психологии как науки
От механики к физиологии В начале XIX столетия стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим для нее служило “анатомическое начало”. Функции (в том числе психические) исследовались под ...