Современное состояние проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста. Теоретические подходы к пониманию воображения как психического явления
Страница 2

Психология » Психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет » Современное состояние проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста. Теоретические подходы к пониманию воображения как психического явления

Каждый образ, созданный в воображении, является в какой-то степени и воспроизведением и преобразованием действительности. Воспроизведение – основная характеристика памяти, преобразование – основная характеристика воображения. Если основная функция памяти – сохранение опыта, то основная функция воображения – его преобразование.

Большой интерес вызывают идеи В.В. Давыдова. Весьма существенное замечание ученого о том, что воображение нельзя путать с гибкостью и динамикой репродуктивных представлений. В воображении главное - перенос определенных свойств с одного образа на другой. Перенесенное свойство - главенствующая ценность, которая определяет формирование других частей нового образа [13].

При рассмотрении сущности воображения исследователи отмечают, прежде всего, наличие преобразования образов.

«Воображение, - пишет С.Л. Рубинштейн, - связано с нашей способностью и необходимостью творить новое». И далее: «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме» [21, 4].

Аналогичную мысль высказывает Е.Г. Игнатьев. Он пишет: «Основной признак воображения в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые представления» [21, 4]. Подобное можно прочитать и в «Философской энциклопедии», где воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.

Процессы воображения, отмечал Л.С. Выготский, имеют аналитико-синтетический характер. Основная его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счёте создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.

Учеными подчеркивается и такая характеристика функционирования воображения как схватывание целого раньше частей.

Так, Э.В. Ильенков сущность воображения видит в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. Он подчеркивает, что воображение противостоит произволу, который выражается в наделении предмета любыми свойствами без всякого на то объективного основания [29]. Эту же особенность выделяет В.В. Давыдов [13].

Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства, и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько техник создания образов.

Комбинирование – сочетание отдельных элементов, различных образов, предметов в новые, более или менее необычные комбинации. Комбинирование – творческий синтез, а не просто сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.

Частный случай комбинирования – агглютинацию, выделяет Л.С. Выготский,

– способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств.

В акцентировании – подчеркиваются те или иные черты (например, образ великана). Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей (умный – очень высокий лоб, недостаток ума – низкий).

По данным О.М. Дьяченко, акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях [39]:

- утрирование – намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека;

- преувеличение или преуменьшение (Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка);

- типизация – обобщение и эмоциональная насыщенность образа.

О.М. Дьяченко отмечала, что образы воображения опираются на представления памяти. Но эти представления подвергаются глубокому изменению. Представления памяти – это образы предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но когда-то воспринимались. Но мы можем исходя из знаний и опираясь на опыт человечества, создать себе представление о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали. Тем не менее, все новое, созданное в воображении, всегда, так или иначе, связано с реально существующим предметом [17].

Воображение тесно связано с мышлением. Как отмечал Д.Н. Узнадзе: «Мышление … лишь определяет, что нужно сделать, но как осуществить, как сделать реальным то, что находится лишь в области воображения, это уже не дело мышления» [53]. И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребности личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредственно познать окружающее [24].

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Методический инструментарий
В работе мы использовали несколько взаимодополняющих методик Т. Элерса. Одной из них был тест, предназначенный для диагностики мотивационной направленности личности на достижение успеха (Приложение 1). Анкета представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет». Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотиваци ...

Психология личности
Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». В мире живых существ только человек может быть назван личностью. Вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся в ними, он становится субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя, то есть личностью. ...

Исследование способности к прогнозированию и агрессии у подростков
Полученные в ходе исследования эмпирические данные представлены в таблице первичных эмпирических данных (Приложение 3). Проанализируем результаты исследования способности к прогнозированию и агрессии у подростков. При помощи методики "Прогностическая задача" было установлено, что из 90 протестированных подростков 28 (31,1%) имеют высокий, 31 (34,45%) низкий и 31 (34,45%) средний уровн ...