Детско-родительские отношения в неполных семьях
Семейные взаимоотношения рассматриваются через призму восприятия ребенком окружающего мира. Поведение ребенка и его личностные характеристики определяются не только реальными условиями семейной жизни, но и их восприятием, степенью внутренней активности ребенка.
Существует распространенное мнение, что мать в семье создает эмоциональный климат, от которого в большой степени зависит душевное благополучие ребенка, а отец играет роль в нормировании мира ребенка, в образовании системы ценностей, основных этических оценок, а также картины самого себя. А дети, растущие без отца или при его неадекватном влиянии, нередко "хромают" в межличностном общении - как со своим, так и с противоположным полом [16].
Образ отца чрезвычайно важен для психического развития мальчиков: при его отсутствии ребенку недостает того, в чем выражаются особенности мужской психики; это ведет к снижению социальной активности, способствует инфантилизму.
Без сомнения, трудно воспитать мальчика без папы, не "навесив" на него проблемы своего одинокого сердца и не заставляя играть роль взрослого мужчины. Нелегко и дочке привить уважение и снисходительность к мужскому полу, если она видит мужчин только на улице и по телевизору. И тем не менее трудно не значит невозможно. Биологические часы тикают, и если вы проехали мимо станции "муж", это не причина, чтобы оставаться и без детей. Замуж можно выйти и в семьдесят, а вот детей после наступления менопаузы уже не родишь [16].
Бытует мнение, что воспитание детей не требует специальных знаний, что навыки воспитания приходят сами собой. В какой-то мере это действительно так, обходились же люди на протяжении столетий без знаний педагогики, психологии, опираясь на здравый смысл и житейский опыт. Но с другой стороны, житейский опыт и здравый смысл являются источником некоторых распространенных заблуждений относительно процесса развития и воспитания ребенка. Например
, ребенок - это “маленький взрослый”, его развитие подчинено тем же закономерностям, что и взрослых, и нужно только некоторое время (а при желании это время можно и сократить), чтобы “маленький взрослый” превратился в “большого взрослого”. Другая распространенная иллюзия
- проблемы и трудности в развитии возникают внезапно и вдруг, как будто у ребенка не было истории развития, и так словно все предыдущие отношения ребенка и его родителей не имеют никакого отношения к настоящему. Но ребенок совсем не “маленький взрослый”, и он обладает своими детскими особенностями души, совершенно не похожими на особенности души взрослых людей, и в отличии от развития взрослых, влияние родителей на процесс развития ребенка является определяющим. Развитие ребенка подчиняется своим закономерностям, так же отличным от закономерностей развития взрослого человека.
Каждая стадия развития ребенка отличается своими возрастными задачами (которые решаются им, конечно же, не в умственном плане, а на эмоциональном уровне), и каждая стадия служит фундаментом для последующих. Например
, до 1,5 лет
ребенок решает задачу доверия - недоверия окружающему миру, и решает он ее через общение с близкими взрослыми (прежде всего родителями). Ключевая роль на этой стадии принадлежит матери ребенка, которая через свои тепло, заботу и уход формирует у ребенка чувство доверия к миру. На следующей стадии (1,5 - 4г.)постепенно прогрессирующая независимость ребенка (он уже может передвигаться ползком, позже шагом, развивается речь, способность совершать различные действия с разными предметами) позволят ему перейти к решению второй жизненной задачи - обретению самостоятельности. Если же близкие взрослые сверх требовательны к ребенку или, наоборот, стремятся делать за ребенка даже то, что он может делать сам, развитие может принять негативную форму - формирование чувства неуверенности в себе, стыдливость. За этой стадией следует период (4-6 лет),
когда ребенок овладевает различными социальными ролями, сам ставит себе цели и прилагает усилия к их достижению, активно фантазирует. В целом, данный возраст можно назвать возрастом игры - ребенок охотно экспериментирует с разными ролями, примеривает их на себе и других, либо отказывается от этого и утверждается в кокой-то одной роли, например, “плохой”/ “хороший” мальчик/ девочка, демонстрируя это всем окружающим и ожидая соответствующей их реакции похвалы/ порицания. Данный возрастной период сменяется стадией (6-11 лет)
, возрастная задача которой заключается в освоении ребенком различных умений, в том числе и умения учится, так как в этот период постепенно формируются произвольность (способность управлять своим поведением), готовность к усвоению знаний, стремление делать все хорошо и стремление к соревновательности. Как итог формируется чувство умелости, компетентности, а при негативном варианте развития - чувство неполноценности. И как бы родителям и близким не хотелось ускорить процесс развития ребенка, и какими бы благими намерениями это не обосновывалось - невозможно ускорить процесс роста и развития ребенка. Это требует времени и не возможно заставить ребенка расти быстрее. Ему необходимо забота, любовь и еще больше - терпение родителей. И в силах родителей создать благоприятный климат для полноценного развития своего ребенка [17].
Другое по теме:
Социальные отношения
Ценность отношений — центральная тема работы Роджерса. Ранние отношения могут быть конгруэнтными или могут служить фокусом условий ценности. Поздние отношения могут восстанавливать конгруэнтность или задерживать ее.
Роджерс полагает, что взаимодействие с другим дает индивидууму возможность непосредственно обнаружить, открыть, пережить или встретить свою действительную самость. Наша личность ста ...
Виды и процессы памяти
Виды памяти (по характеру участия воли в запоминании и воспроизведении):
1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).
Эффективность произво ...
Эмпирическое исследование экономико-психологических особенностей отношения
к деньгам сотрудников государственной и коммерческой организаций.
Процедура исследования
Обоснование программы
Как уже отмечалось, экономико-психологические характеристики личности являются основой для формирования этического и нравственного отношения к деньгам, а так же частично определяют особенности эмоционального компонента субъективного благополучия личности, качество ее переживаний в диапазоне от уверенности в себе до раздражительности и ощущения одиночества. Таким образом, ...