Особенности развития воображения у детей в дошкольном возрастеСтраница 3
Надо полагать, что именно поэтому к концу дошкольного возраста ребенок хочет и может изобразить что-то доступное пониманию другими людьми. Все это можно объяснить взаимосвязанным развитием личности и интеллекта ребенка, а также воображением, чувств, восприятия, сознания.
Л.С. Выготский подчеркивает, что достраивание ребенком образа на основе какой-то детали – пример такого воображения. Происходит «открытие», внезапное видение в каких-то признаках сучка или ветки образа другого предмета (перенос свойства с другого предмета). Это первоначальное видение определяет дальнейшее «достраивание» целостного нового образа.
В.В.Давыдов подчеркивал, что именно в замысле ребенка обнаруживается одна из главных особенностей воображения, - умение «видеть» целостное раньше частей. «Замысел – это некоторая общая целостность, которую нужно раскрыть реализации и воплощения замысла» [13].
О.М. Дьяченко отмечала, что в старшем дошкольном возрасте вместе с переходом деятельности воображения во внутренний план появляется еще одна очень важная особенность: умение подчинять свое воображение определенному замыслу, следовать заранее намеченному плану [18]. Эта особенность развития воображения играет совершенно исключительную роль, так как именно благодаря ней появляется возможность создавать свои первые законченные произведения. С появлением у старшего дошкольника способности действовать по заранее продуманному плану, по замыслу очень важно помогать ребенку не просто фантазировать, а реализовать свои замыслы, создавать пусть небольшие и несложные, но самостоятельные произведения – рисунки, аппликации, выдуманные истории.
Согласно Я.Л. Коломинскому, детское воображение отличают яркое видение образа, способность к быстрому вхождению в образ, в изображаемые обстоятельства. Это характерно почти для всех дошкольников. Наиболее ярко это проявляется в игре [14]. В старшем дошкольном возрасте преобладает сюжетно-ролевая игра, предоставляющая широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. В ролевой игре ребенок не только представляет вместо одного предмета другой, но и себя он видит то доктором, то волшебником, то принцем. Выполнение роли в игре требует от ребенка сложнейшей деятельности воображения: необходимо хорошо представлять себе, что должен делать его «герой» в данную минуту, планировать его дальнейшие действия, исходя из сложившейся ситуации, направлять развитие общей игры в целом. Сюжетная игра захватывает ребенка, она создает тот эмоциональный настрой, который необходим для творчества, и именно в игре ребенок выражает себя наиболее полно и свободно [18].
Большой интерес вызывают работы О.М. Дьяченко. Она установила, что воображение имеет два компонента: порождение общей идеи решения задачи и составление плана реализации этой идеи. Общая идея (или замысел) создается по-разному. У детей старшего дошкольного возраста элементы реальности образа занимают второстепенное место, новый образ создается путем свободного оперирования представлениями [18].
Психологи и педагоги признают, что именно в художественной деятельности и в игре происходит в первую очередь развитие воображения. Оно проявляется в придумывание, а затем в реализации замысла. Воображение ребенка рассматривается как особая форма активности, направляемая самим ребенком на создание некоторого продукта (им может быть рисунок, сочиненная сказка, сюжет игры и т.п.). В старшем дошкольном возрасте замысел предвосхищает исполнение, воображение переходит во внутренний план.
Подобный продуктивный характер воображения возможен при использовании детьми особых средств, образов особого типа, которые можно назвать символическими. В символическом образе слиты особое условное обозначение реальности и отношение к ней ребенка. Еще Л.С. Выготский писал: для игры, с развитием которой неразрывно связано развитие воображения, характерно наличие «мнимой ситуации» [6]. В такой ситуации ребенок и самим собой, и предметами – заместителями обозначает определенные стороны действительности. Аналогичная мнимая ситуация может создаваться в любой его деятельности: в литературном творчестве, изобразительном, в конструировании и т.п. Подобное условное обозначение возможно при определенном отношении ребенка к окружающей действительности, когда преобладает либо познавательный компонент, либо эмоциональный. В первом случае ребенок выделяет некоторые обобщенные связи и отношения действительности и воспроизводит их на новом материале (например, играя «в больницу», изображает всю необходимую последовательность действий врача). Во втором случае на первый план выступает переживание, через которое ребенку представляется смысл ситуации, т.е. он играет не просто во врача, а в доброго врача, который старается всех утешить.
Другое по теме:
Способы вхождения в измененные состояния сознания.
Во многих культурах любая духовная практика связана с измененными состояниями сознания.
Методы изменения состояния сознания
Гиперстимуляционные методы
Гипостимуляционные методы
Ритуальный танец
Погружение в ИСС с помощью психотехник, направленных на отключение сенсорных систем и внутренней речи. Объектами сосредоточения могут выступать телесные ощущения или внешние объекты. С ...
Высокий
6
12,4
-6,4
40,96
3,3
Суммы
31
31
0
c =11,2
В данном случае мы увидели, что при сопоставлении всех полученных эмпирических значений c критерия Пирсона (для низкого, среднего и высокого уровней способности к прогнозированию) с табличным (теоретическим) мы приняли гипотезу на 1%-ом уровне значимости для особенностей связи низкого уровня способ ...
Ролевое поведение как механизм социализации. Эксперимент Ф.Зимбардо
В качестве одного из механизмов социализации в интеракционистском направлении социальной психологии рассматривается роль. Т.Шибутани (7) дает определение роли как предписанного шаблона поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации, если известна позиция, занимаемая им в совместной действии. Роль - это шаблон определенных прав и обязанностей. Обязанность – это то, что чел ...