Анализ особенностей развития воображения детей старшего дошкольного
возраста. Цель, задачи,
методика и результаты констатирующего этапа исследованияСтраница 2
На рис. 1. приведены фактические данные, отражающие степень развития воображения по результатам проведения данной методики.
Рис.1. Сведения о способности детей 5-6 лет изображать оригинальные образы
Таким образом, количественные данные говорят о том, что среди детей контрольной группы вдвое больше испытуемых с высоким уровнем воображения (50%), чем в экспериментальной группе (10%) и значительно меньше детей со средним уровнем (20%) по сравнению с экспериментальной группой (50%). Детей, находящихся на низком уровне в экспериментальной группе на одного испытуемого больше (40%), чем в контрольной группе (30%).
К высокому уровню были отнесены 50% воспитанников контрольной группы и 10% воспитанников экспериментальной группы. У детей не возникало трудностей в дорисовывании фигур, в ходе беседы с экспериментатором охотно рассказывали о своих рисунках.
Дети, оказавшиеся на высоком уровне, демонстрировали следующие характеристики:
- давали схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки;
- рисунок не повторялся самим ребенком или другими детьми;
- предложенная фигура являлась обычно центральным элементом рисунка.
Интересно проследить поведение ребенка в процессе деятельности.
Миша П. (экспер. группа), просмотрев все фигуры, принялся их дорисовывать. Через 10 минут, закончив рисовать, положил карандаш на стол и сказал: «Все».
Экспериментатор. Что у тебя получилось?
Миша. Завод. Там машины делают.
Экспериментатор. Почему ты нарисовал завод, а не что-то другое?
Миша. Не знаю. Мне показалось, что это завод.
С большим удовольствием рассказал о других нарисованных фигурах.
На среднем уровне оказалось 50% воспитанников экспериментальной группы и 20% воспитанников контрольной группы. Для этих детей были характерны следующие особенности:
- дорисовывают большинство фигурок, но все рисунки схематичные без деталей;
- всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
Обратимся к конкретному примеру.
Миша Р. (экспер. группа) долго думал, прежде чем дорисовать фигуру. Нарисовал дом.
Экспериментатор. Что у тебя получилось?
Миша. Дом.
Экспериментатор. А почему у него только окна, а двери нет?
Миша. Дверь у него сзади.
Дорисовывает другую фигуру.
Миша. Нарисовал.
Экспериментатор. Что у тебя получилось?
Миша. Еще один дом.
Экспериментатор. Получилось два дома? А почему ты нарисовал еще один дом? Можно было нарисовать что-то другое.
Миша. Не хочу. Пусть будет два дома.
На протяжении всего занятия вертелся, отвлекался, но с интересом выполнял задания.
Низкий уровень вобрал в себя 40% воспитанников экспериментальной группы и 30% воспитанников контрольной группы. Эти дети:
- фактически не принимают задачу;
- рисуют либо рядом с заданной фигурой что-то свое, либо дают беспредметное изображение;
- рисуют схематичные рисунки.
Дети с низким уровнем либо не желали рисовать вообще, либо замыкались, когда экспериментатор задавал вопросы.
Илья П. Олег. (контр. группа), зайдя в комнату, сел на стул, крепко зажав кулаки. После объяснения задания, взял карандаш в руки и принялся рисовать. Закончив рисовать, положил карандаш на стол, не сказав, что дорисовал фигуру.
Экспериментатор. Что у тебя получилось?
Илья. Молчит.
Экспериментатор. Это у тебя, наверное, домик?
Илья. Кивает головой.
Экспериментатор. А это у тебя кто? Ты птичку нарисовал?
Илья (почти шепотом) Снеговик.
На протяжении всего занятия молчал, боялся говорить с экспериментатором. Но с большим удовольствием дорисовывал фигуры.
В целом по проведенному нами экспериментальному занятию «Дорисовывание фигур» можно констатировать, что дети легко справились с заданием, необходимости в показе примера дорисовывания фигуры не возникало, что свидетельствует о принятии задания каждым ребенком.
Методика «Нарисуй что-нибудь»
использовалась нами для выявления способности изображать оригинальные образы.
Ребенку давали лист бумаги, цветные карандаши и предлагали придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 минуты. Далее оценивалось качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делался вывод об особенностях воображения ребенка.
Степень изображения оригинальных образов оценивалась по следующим признакам:
10 баллов: ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
Другое по теме:
Теоретический обзор литературы по психологии тревожности. История
развития психологии тревожности
Большинство исследователей тревожности согласны с тем, что проблема тревожности в психологии, как в научном, так и в клиническом плане впервые была поставлена и рассмотрена в трудах З. Фрейда [60, 61].
Взгляды Фрейда в отношении тревоги и страха близки к философской традиции, берущей свое начало от Серена Кьеркегора [28]. Оба признавали необходимость разграничения тревоги и страха, считая, что ...
Обзор теоретических работ по проблеме взаимосвязи памяти и интереса. Определение памяти, виды, структура памяти
Память достаточно многосторонний процесс, включающий в себя много структур и подструктур, поэтому у него существует огромная масса определений. Далее приведены наиболее часто встречающиеся:
Память - это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания [27,с.56]. Память связывает прошлое человека с е ...
Методы влияния
На протяжении жизни каждого человека на него неоднократно оказывается психологическое влияние окружающими. Это и так называемая манипуляция (11), и способы убеждения, психологического давления. На человека влияет реклама, его убеждают родители и сослуживцы, государственные и общественные контролирующие организации. Не вступая в популярные сейчас дискуссии о том, положительным или отрицательным я ...