Отклонения в психофизическом развитииСтраница 1
Предмет – изучение процесса психического развития в различных неблагоприятных условиях.
Отклоняющее развитие – обычное развитие, но протекающее в необычных (неблаг) условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида.
Неблагоприятные условия м. условно разделить на 5 основных групп, исходя из условий нормального психического развития, на которые указывает Лурия: сохранность структур и функций ЦНС; сохранность анализаторных систем; адекватное возрасту воспитание и обучение; физическое здоровье; сохранность речевых систем. Многообразные нарушения любого из приведенных факторов способны приводить к появлению множества вариантов отклоняющегося развития.
Закономерности нарушенного развития: общие закономерности развития – законы развития, свойственны как норме, так и патологии; модально неспецифические - те особенности, которые свойственны всем детям с отклонением в развитии, не зависимо от варианта дизонтегенеза; модально специфические – характеризуют особенности психического развития, которые свойственны только для какой-то одной формы отклонений и которые отличают эту форму от всех остальных. Задачи СП: изучение закономерностей различных вариантов отклоняющегося развития; разработка методов психологической диагностики отклонений в развитии; создание коррекционных психологических технологий; изучение психологических проблем интеграции. Связь СП с возрастной психологией – знание законов норм. развития является для Сп отправной точкой, т.к. понятие «отклоняющееся развитие» - понятие относительное. Межпредм. связ. СП (психология развития, педагогич. псих., общая псих.,/спец. педагогик.,/психиатрия, невропатология, медицинская генетика).
Научный метод-это исторически выработанный способ получения достоверных сведений об изучаемом предмете, а методика-это конкретное воплощение метода, определённая техника его реализации. Методы психологич. исслед. д. отвечать следующ. требованиям: объективность; надёжность-качества метода исследования позволяющие получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода; валидность-качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен.
В СП формирующийся эксперимент по структурный позволяет раскрыть сам процесс достижения того или иного результата, а главное-достаточно точно определить потенциальные возможности испытуемого, т.е. зону его ближайшего развития, что важно для СП. Удается весьма продуктивно решить задачу по дифференциации 3 основных хар-к психич. Развития - возрастных, индивидуальных и патологических (дизонтогенетических), т.е. определить общие закономерности от специфических. Тест«+» экономичны, дают четкую количественную оценку полученному результату, наличие нормативов(сопоставимость с больш. выборк).
Компенсация, коррекция, реабилитация
Компенсация (возмещать, уравновешивать) - процесс возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Для теории и практики специальной психологии данная категория является одной из ключевых. Особое значение в понимании сущности компенсаторных механизмов сыграли исследования Анохина, Выготского, Лурии, Адлера, Штерна и др.
Пластичность психики как сложнейшей функциональной системы лежит в основе компенсаторных механизмов, основная сущность которых сводится к замене выпавшего ее звена на сохранное, в рез-те чего восстанавливается целостность функциональной системы и ее способность достигать необходимый результат. Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и при участии высшей нервной деятельности и проходят несколько фаз:I фаза - обнаружение того или иного нарушения в работе организма.II - оценка параметров нарушения, его локализации и глубины (выраженности).III-формирование программы последовательности и состава компенсаторных процессов, мобилизации нервно-психических ресурсов индивида.IV - отслеживание процесса реализации этой программы (3 фазы).V - связана с остановкой компенсаторного механизма и закреплением его результатов. Остановка компенсаторного процесса связана с восстановлением нарушенной функции и возобновлением различных форм деятельности. Все компенсаторные процессы протекают одновременно на нескольких уровнях: Биологический (телесный) - компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно. Психологический - сложен по своему содержанию. Псих. ур-нь связан со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей в условиях тех или иных нарушений, постановке реальных целей и задач, сохранения позитивного отношения к себе. Включает в себя работу защитных механизмов (неосознаваемых процессов, обеспечивающих снижение тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях). На этом уровне разворачивается действие копинг-стратегий (сознательных усилий личности, направленных на поддержание позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях). Социально-психологический –связан с общественным характером человеческого бытия. Процесс восстановления тех или иных нарушений во многом зависит от характера внешней помощи, от позиции окружающих по отношению к инвалиду. Ощущение духовного и социального благополучия базируется на осознании своей нужности кому-то или чему-то, а также на ясном понимании своей собственной независимости и автономности. Ощущение благополучия связывается с 3 основными жизненными «опорами» - семья, профессия, ближайшее окружение. Социальный (высший) – его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам.
Другое по теме:
Шаманский кризис
Шаманизм – наиболее древняя религиозная и целительская практика человечества. Он возник, предположительно, ещё во времена палеолита и сохраняется по сей день в большинстве доиндустриальных культур. Становление шамана – знахаря или целителя – в различных культурах начинается с драматического эпизода непроизвольных мистических видений, получившего в антропологии наименование "шаманской болезн ...
Взгляды основателей некоторых психотерапевтических школ, имеющих успех в
разрешении проблем духовных кризисов.
Данная глава рассказывает о взглядах основателей некоторых психотерапевтических школ, чьи методы с успехом практикуются в разрешении связанных с духовными кризисами проблем. Эти люди вошли в историю психотерапии. Их труды входят в её классический фонд. Они заложили фундамент, делающий психотерапевтическую работу в ситуациях духовных кризисов возможной. ...
Теоретический обзор литературы по психологии тревожности. История
развития психологии тревожности
Большинство исследователей тревожности согласны с тем, что проблема тревожности в психологии, как в научном, так и в клиническом плане впервые была поставлена и рассмотрена в трудах З. Фрейда [60, 61].
Взгляды Фрейда в отношении тревоги и страха близки к философской традиции, берущей свое начало от Серена Кьеркегора [28]. Оба признавали необходимость разграничения тревоги и страха, считая, что ...