Система работы по формированию воображения у детей старшего дошкольного
возрастаСтраница 2
В этом блоке заданий использовались тематические композиции (например: «город», «сад», «школа», «деревня», «дом», «праздник», «стройка», «спорт» и т.д.). Дети должны быть знакомы с материалом, предлагаемым в заданиях.
Использовались следующие игры: «Составление рассказов», «Небывальщина», «Дорисуй картинку», «Путешествие в картины», «Дорисовываем рассказ».
Задания 2 блока продолжали работу по совершенствованию познавательных процессов ребенка, расширению и уточнению имеющегося у него запаса знаний и представлений об окружающем. Составляя композиции, ребенок не просто устанавливал причинно-следственные зависимости, но и включался в активный процесс создания полного сюжета, собственной воображаемой ситуации, самостоятельно придумывал и фантазировал. У него укреплялся интерес к занятиям, активизировалась речь.
Блок 3.
На третьем этапе основное внимание уделялось приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образов. Способность включать знакомые фигуры и абстрактные элементы в различные изображения - это один из важных компонентов развития воображения.
В данном блоке заданий использовались в качестве эталона как всевозможные геометрические фигуры, так и абстрактные элементы разной конфигурации.
Нами использовались следующие игры: «Геометрические фигуры в предметах», «Волшебные превращения», «Дорисовывание на основе данного предмета».
Задания 3 блока способствовали максимальной активизации всех психических процессов и особенно операций анализа и синтеза, продолжалось формирование операциональных компонентов воображения, создавая предпосылки самостоятельной творческой деятельности. Наряду с созданием рисунков по заданным эталонам, мы предлагали ребенку рассказать о том, что он изобразил. Овладение этой деятельностью было основанием для перехода к следующему этапу обучения.
Блок 4.
На четвертом этапе целью работы стало развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества ребенка. В процессе обсуждения и уточнения представлений об окружающем мире он обучался пониманию смысла с помощью интонации, опорных слов, иллюстраций, схем и символов, а также планированию, делению на смысловые части, последовательному изложению и рисованию. Особое внимание в заданиях этого блока уделялось словесной опоре.
Мы использовали следующие игры: «Иллюстрации к сказке», «Сочини историю», «Опорные слова».
Разрабатывая данные блоки заданий, мы считали, что основным условием формирования воображения должно быть целенаправленное поэтапное обучение. Предусматривалось оказание адекватной помощи со стороны взрослого при одновременном овладении ребенком необходимыми структурными и операциональными компонентами воображения и постепенный переход его деятельности из внешнего плана во внутренний. Этапы обучения включали систему занятий, в которых предлагали задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение. Мы умышленно не разделяли их, так как считаем, что воссоздающее воображение может быть источником проявления элементов творчества ребенка, а наша главная цель – развитие воображения как одной из важнейших способностей человеческой психики.
Другое по теме:
Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах К. Ясперса
К. Ясперс, немецкий философ, представитель экзистенциальной психологии, психиатр. Утверждал, что термин «сознание» имеет троякое значение. Во-первых, он подразумевает осознание собственных переживаний — в противоположность тому, что пребывает за пределами сознания. Во-вторых, он подразумевает осознание объекта, знание о чем-то предметном и внешнем — в противоположность неосознанным субъективным ...
Рекомендации психологам по коррекции агрессивных проявлений у подростков
После проведения исследования, в ходе которого мы входили в непосредственный контакт с исследуемыми подростками, нами были разработаны рекомендации по коррекции агрессивных проявлений у подростков. Эти рекомендации представлены в нашей работе в виде коррекционной программы, которая направлена на коррекцию агрессивных проявлений у подростков 13-15 лет, а также на формирование у них адекватной сам ...
Методики исследования
В процессе нашего исследования мы использовали ряд диагностических методик, направленных на выявление гиперактивности и на готовность к школьному обучению.
1. Методика «Определение эмоционально-личностных проблем детей»
Для определения гиперактивности разработана методика Петра Успенского «Определение эмоционально-личностных проблем детей», которая, включает в себя 5 критериев: Инфантильная аг ...