Глухие и слабослышащие, их характеристика
Страница 1

Психология » Отклонения в психофизическом развитии » Глухие и слабослышащие, их характеристика

Нарушения слуха могут вызваться различными заболеваниями детей, среди них менингит, энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его последствия. Если поражено внутренне ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, поражение же среднего уха чаще ведет к частичной потере слуха. Также нарушения слуха могут возникнуть в результате врожденной деформации слуховых косточек, атрофии или недоразвития слухового нерва, хим. Отравлений, родовых травм, механическая травма. Большое значение имеют наследственные факторы. Также причинами могут служить алкоголизм родителей.

Классификация: основой являются степень потери слуха, уровень развития речи.

Глухие (неслышащие) – нет возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею, накопления ре6чевого запаса при помощи остаточного слуха.

Ранооглохшие – дети, родившиеся с нарушенным слухом, либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах, обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки.

Позднооглохшие – дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух, когда она была уже сформирована.

Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному восприятию речи. Степени тугоухости: легкая; умеренная; значительная; тяжелая.

Нарушение слух. Функции накладывает определенный отпечаток на развитие Л. Неслышащего, ставит его в специфические условия существования в соц. Среде, сужает круг общения, ограничивает диапазон соц. Связей, возникает своеобразие су4бъективных отношений человека с недостатками слух. Функции к окружающему миру и к самому себе. в результате недостаточного развития речи, меньшего объема знаний, кот. Располагает неслышащий ребенок по сравнению со слышащими сверстниками, а также ограниченностью общения с окружающими, обнаруживается более замедленный темп становления личности неслышащего. Многие эмоц. Состояния, соц.-нравственные чувства остаются совсем незнакомыми глухим школьникам до среднего шк. Возраста. В процессе коррекционно-развивающей работы с неслышащими детьми происходит совершенствование понимания эмоц. состояний и чувств человека. В процессе развития способностей глухих детей обнаруживаются большие инд. Различия в уровне и характере развития интелл. Способностей, а также в формировании спец. Способностей к разл. Видам конкретной деятельности. При формировании речевых способностей у глухих детей обнаруживается стремление общаться устной речью, осознание ее значимости для соц.-психол. адаптации в мире слышащих.

Объем внимания, развитие его устойчивости у детей с нарушением слуха формируется в более медленном темпе, чем у слышащих сверстников.

Для развития всей познавательной сферы неслышащих детей, в том числе и внимания, огромное значение имеет развитие речи, с помощью которой формируется произвольное внимание детей.

Наблюдение: поведение детей с отклонением в развитии часто характериз. большей степенью психологической непрозрачности, непонятности со стороны внешнего наблюдателя. Процесс наблюдения в СП проводится более тщательно и длительно, дополняется анамнестическим методом. Классификация методов исследования (Ананьев) организационные методы: сравнительный (поперечных срезов)-сопоставление различных групп испытуемых + м. быстро получить статестически достоверные данные о возрастных различиях психических процессов, - данные усредняются без учета индивидуальных особенностей, не вскрываются сам процесс развития его природа и движущие силы; лонгитюдный(длительный, много методик)-многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени м.б. выборочное-какой-либо психический процесс, м.б. комплексное-психологическое развитие ребенка в целом. + устанавливаются качественные особенности развития психических процессов и личности ребёнка и выявляют их причины, - опасно распространять данные исследования на всех детей м.б. преувеличена роль индивидуальных различий; комплексный участвуют представители разных наук. Один объект изучают разными средствами. + возможность установления связей и зависимостей между явлениями разного рода. Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение; эксперимент (индивидуальный и групповой, констатирующий и формирующий, лабораторный и естественный); психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа); анализ процессов и продуктов деятельности; биологические. Методы обработки данных: количественный (статистический); качественный (дифференциация материала по группам, вариантам. анализ). Интерпретационные методы: генетический (вертикальные связи между уровнями. Анализ материала в характеристиках развития, с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов); структурный (устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми характеристиками личности).

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Ролевое движение. История ролевого движения
Сюжетом игры может стать мифология или фольклор какого-либо народа, например, языческие верования славян (фолъклёрка). Чаще всего ролевые игры проводятся по сюжетам "фэнтезийной" литературы или придумывается мастерами. Но первоисточниками ролевого движения, из которых заимствованы основные сюжеты, названия, термины, "расы" (названия видов разумных живых существ), являются про ...

Факторы и механизмы конфликтного поведения личности
Факторы конфликта можно подразделить на объективные и субъективные. Объективные факторы, проявляющиеся как во внешней среде по отношению к личности, так и внутриличностными моментами, создают потенциальную возможность для возникновения конфликта. Условно объективными также можно считать сложившиеся на момент начала конфликта общественные (безличные) отношения между потенциальными участниками кон ...

Управление конфликтами в организации
Психологами разработаны некоторые общие рекомендации по управлению конфликтами. 1. Знать, как развивается конфликт. Обычно он проходит несколько этапов: а) возникновение разногласий; б) возрастание напряженности в отношениях; в) осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников; г) собственно конфликтное взаимодействие, использование раз­личных межличностных стилей разрешени ...