Предмет педагогики. Структура образовательного процесса
Страница 2

Психология » Психология и педогогика » Предмет педагогики. Структура образовательного процесса

Специфика педагогической деятельности. Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению социальных ролей в обществе. К особенностям педагогической деятельности относятся: 1) отсроченность результата; 2) его положительных характер; 3) творчество педагога – это всегда взаимотворчество, сотворчество; предметом творчества является личность, и личность – инструмент творчества; 4) сложность протекания в условиях публичной обстановки; 5) опора на педагогические законы и закономерности.

Педагогическое взаимодействие – особая форма связей между участниками образовательного процесса. Предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной деятельности участников образовательного процесса, их координацию.

В концепции гуманистической педагогики, разных её течений и направлений постепенно оформилась и в современных условиях прочно утвердилась мысль о том, что ребенок, будучи субъектом многообразных отношений с окружающей деятельностью, является и субъектом разносторонней деятельности в образовательном процессе. И, следовательно, при таком подходе педагогическое воздействие педагога должно рассматриваться как взаимодействие. Это основное условие успешности обучения и воспитания.

Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология выступает как условие, обеспечивающее инструментарий, посредством которого и осуществляется воздействие. Общение с воспитанниками и организация их деятельности являются ключевыми элементами педагогической технологии. В ее содержание входит научно обоснованная система умений, связанных с такими функциями педагога, как предъявление социализированного требования, передача социального опыта через словесную информацию, социализированная оценка ученика, постановка цели воздействия и анализ сложившейся ситуации, разрешение конфликта в складывающихся обстоятельствах. Реализация всего комплекса умений возможна при способности педагога к саморегуляции собственного психического состояния. Таким образом, педагогическая техника и психологическое саморегулирование являются в структуре педагогической технологии условиями актуализации некоторой совокупности умений.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Цель, этапы, содержание опытно-экспериментальной работы по решению проблемы исследования
Целью экспериментальной работы явилась проверка эффективности воздействия предлагаемых нами педагогических условий в рамках разработанной процессуальной модели, реализуемой в воспитательно-коррекционной программе предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций. Экспериментальная работа осуществлялась в ходе педагогического эксперимента. Отличительн ...

Анализ результатов формирующего эксперимента
Констатирующий этап Опишем результаты, полученные нами в ходе диагностического исследования. Началом исследования послужила диагностика уровня устойчивости и концентрации внимания в исследуемых группах. Мы получили данные, которые наглядно представлены в таблице 2 и на рисунке 1. Таблица 2. Уровни развития концентрации и устойчивости внимания детей (констатирующий эксперимент) Уровень Г ...

Конфликты в семье
Семейные конфликты являются одной из самых распространен­ных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85 % семей происходят конфликты, а в остальных 15-20 % возникают ссоры по различным поводам.[5] Уникальность семейных отношений обусловливает не только спе­цифику возникновения и протекания конфликтов в семье, но и осо­бым образом отражается на социальном и психическом здоровье всех ее чл ...