Эпизоды сознания единства ("пиковые переживания")

"В состояниях, относящихся к этой группе, человек переживает растворение личных границ и чувство единства с окружающими людьми, с природой или со всей Вселенной. Этот процесс имеет отчётливый сакральный характер и переживается как слияние с творческой энергией космоса или с Богом. Обычные категории времени и пространства, судя по всему трансцендируются, и у человека возникает чувство бесконечности и вечности. Эмоции, связанные с этим состоянием, охватывают диапазон от глубокого спокойствия и мира до переполняющей радости и экстатического восторга" [9, С.46-47].

В западной психиатрии существуют тенденции считать эти состояния признаками психических заболеваний. Это и ведёт к возникновению проблем. Если естественному течению "пиковых переживаний" не мешать, то они ведут к более эффективному функционированию в мире и к способности более полно выражать свой творческий потенциал [9, С.47].

Пионером в изучении подобных состояний был американский психолог Абрахам Маслоу. О его взглядах по этому вопросу можно прочитать в подглаве 3.5.

Другое по теме:

Специфические особенности групповых методов
Как у любого научного метода, у активных групповых методов обучения есть как противники, так и сторонники. Ниже приведено высказывание о преимуществах групповой формы работы К. Рудестама, который несомненно является сторонником этого метода. «Хотя очевидно, что любому отдельно взятому участнику уделяется в группе внимания меньше, чем при индивидуальной терапии, существует ряд причин, обусловивш ...

Анна Фрейд
Дочь и преемница знаменитого Фрейда, впоследствии основательница детского психоанализа, родилась в Вене 3 декабря 1895 года и была младшей из шести детей в семье Зигмунда и его жены Марты. "Я появилась на свет лишь благодаря нелюбви моего отца к контрацепции", – признавалась Анна. Он считал, что все существовавшие на тот момент методы предохранения вызывают неврозы и вредны для здоровь ...

Принципы обучения, системный подход к применению принципов обучения.
В дидактике профессионально-технического образования принципы процесса профессионального обучения являются важнейшей категорией. Они связаны с целями обучения и воспитания и имеют исторический характер; некоторые из них утрачивают свое назначение, другие перестраиваются, возникают новые принципы, которые отражают современные требования общества и науки к обучению. Принципы обучения имеют значени ...