Взгляды Роберто АссаджиолиСтраница 2
Вот здесь мы и встречаем массу опасностей.
"Для нас не может быть сюрпризом то обстоятельство, что столь фундаментальная трансформация отмечена несколькими критическими стадиями, которые могут сопровождаться различными умственными, эмоциональными и даже психическими расстройствами. При объективном клиническом обследовании они могут выглядеть такими же, как и те, что вызваны обычными причинами. Но в действительности они имеют совершенно иные значение и функцию и нуждаются в ином подходе" [1, С.68].
В процессе духовного преображения Ассаджиоли выделял следующие критические стадии [1, С.69]:
1. Кризис, предшествующий духовному пробуждению.
2. Кризис, обусловленный духовным пробуждением.
3. Реакция, следующая за духовным пробуждением.
4. Фаза процесса преобразования.
Первая стадия начинается тогда, когда "нормальный" человек – Человек, чьё "операциональное убеждение заключается в том, что единственной реальностью является видимый и осязаемый физический мир" [1, С.70] становится обеспокоен происходящими в нём внутренними изменениями.
"Но может случиться так, что этот "нормальный человек" становится озадаченным и обеспокоенным переменой – внезапной или постепенной – своей внутренней жизни. Это может случиться после череды разочарований, нередко – после эмоционального шока, такого как потеря любимого родственника или очень близкого друга. Но порой это происходит без всякой видимой причины, когда человек сполна наслаждается отменным здоровьем и жизненным процветанием. Перемена часто начинается с растущего чувства неудовлетворённости, с ощущения, "что чего-то не хватает", "что-то упущено". Но это "что-то упущенное" не является чем-то материальным и определённым; это нечто смутное и неуловимое, что человек не в состоянии описать.
К этому постепенно добавляется чувство нереальности и пустоты обыденной жизни. Личные интересы и дела, прежде поглощавшие всё его внимание, начинают казаться лишенными смысла; они утрачивают значимость и ценность. Индивид начинает задумываться о происхождении и цели жизни; выяснять, почему прежде он так много вещей принимал на веру; задавать себе вопросы о смысле своих страданий и страданий других, о том, чем могут быть оправданы столь огромные различия в судьбах людей" [1, С.70-71].
Достигнув этого состояния, человек склонен неправильно понимать свою ситуацию. Многие смотрят на свои затруднения как на капризы. Встревоженные возможностью умственного расстройства они прилагают отчаянные усилия, чтобы снова закрепиться в обыденной жизни, часто с жаром погружаясь во внешнюю активность, новые занятия и ощущения. С помощью подобных средств им иногда удаётся облегчить своё расстроенное состояние, но не избавиться от него навсегда. Основы их обыденного существования постоянно подрываются. Состояния дискомфорта, беспокойства и внутренней пустоты становятся всё невыносимее [1, С.71].
Внутренний конфликт, следствием которого являются эти явления заключается в борьбе между некоторыми аспектами личности, привязанными к прошлым нормам жизни, и более развитыми тенденциями морального, религиозного, гуманистического или духовного характера [1, С.73].
На второй стадии происходит открытие канала между сознательным и сверхсознательным уровнями. Ощущения света энергии и радости нередко приносят чудесное облегчение.
"Предыдущие конфликты и страдания вместе со всеми психологическими и физическими симптомами, которые они порождали, иногда исчезают с поразительной быстротой, тем самым подтверждая, что они были обусловлены ни какой-то физической причиной, а являлись непосредственным результатом внутренней борьбы. В подобных случаях духовное пробуждение оказывается реальным решением проблемы" [1, С.74].
Но полное решение проблемы возникает далеко не всегда.
"…в других случаях довольно часто личность не способна правильно ассимилировать приток света и энергии. Это происходит, например, когда интеллект недостаточно развит и координирован, когда эмоции и воображение не контролируются, нервная система слишком чувствительна или же когда прорыв духовной энергии подавляет человека своей внезапностью и интенсивностью" [1, С.74].
Человек способен начать путать уровни. Различие между абсолютной и относительной истиной, Самостью и эго стираются. В таких случаях мы можем видеть превращение человека в какое либо иное существо, например, в животное, мифологический персонаж или бога [1, С.74].
Также поведение человека на второй стадии вследствие внезапного притока энергии может стать бесконтрольным, неуравновешенным и беспорядочным [1, С.77].
Бывают также случаи пробуждения парапсихологического восприятия.
"…возникают видения высших, как они полагают, существ; они могут начать слышать голоса или автоматически писать, принимая на веру полученные таким образом сообщения и безоговорочно им подчиняясь. Качество таких посланий может сильно различаться. Некоторые из них содержат мудрые учения, другие же достаточно бедны или просто бессмысленны. К ним всегда следует относиться с большой разборчивостью и здравомыслием, невзирая на их необычное происхождение и на какие бы то ни было заявления того, кто их предположительно передаёт. Не следует придавать никакого значения посланиям, которые содержат прямые приказы и требования слепого подчинения, и тем, что склонны возвеличивать личность реципиента" [1, С.77].
Другое по теме:
Результаты диагностики наличия внутренней позиции школьника
Как уже указывалось, для изучения особенностей внутренней позиции школьника мы использовали беседу Нежновой, в которой оценивались основные составляющие внутренней позиции школьника: ориентация на содержание учебной деятельности, ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни,
ориентация на внешкольные виды деятельности и условия.
Представим полученные количественные резул ...
Основы понимания духовного кризиса
На мой взгляд, основы понимания духовного кризиса в западной психологической науке были заложены американским философом и психологом Уильямом Джемсом (1842 – 1910). Его книга "Многообразие религиозного опыта" [12] - это классический труд, обосновывающий важность религиозного опыта в человеческой жизни и дающий примеры описания случаев духовного кризиса и их разрешения, ведущего к более ...
Составить характеристику индивидуально-психологических свойств личности на
основе тестов, увязав ее с особенностями своей профессиональной деятельности
Этапы выявление соответствия индивидуальных психологических свойств к требованиям профессии.
1.Был проведен опрос экспертов. По результатам опроса выявлены профессионально важные свойства личности маркетолога.
Психограмма (психологический портрет профессии)
Св-ва личности Степень выраженности
1. темперамент; 7
2. характер; 8
3. способности; 10
4. направленность; 6
5. интеллектуальность; ...