Понятие о формах мышления и логических формах.Страница 1
Познание представляет собой отражение объективной реальности в сознании человека. Однако это отражение не является зеркальным.
По характеру отражения в процессе познания в общем случае выделяют две ступени, которые тесно связаны между собой: чувственное познание (первая ступень) и абстрактное мышление, или логическое познание (вторая ступень).
Чувственное познание – это познание, в котором действительность отражается посредством органов чувств в форме ощущений, восприятий и представлений. Однако на основе этих форм отражения невозможно познать внутренние, существенные стороны вещей и явлений. Лишь на ступени логического познания, исходя из указанных выше чувственных данных, удается в предметах и явлениях выделить их общие и существенные свойства. В результате такого выделения и образуются понятия об этих предметах. Понятие о предмете выступает здесь как такая форма мышления, в которой отражаются существенные признаки этого класса предметов. Но понятие является не единственной формой мышления. Иные формы мышления будут рассмотрены дальше.
Наряду с понятием "форма мышления" в логике употребляется также понятие "логическая форма мышления". Это несовпадающие понятия. Форма мышления есть способ отражения действительности в человеческом мышлении. Логическая же форма мышления есть способ связи составных частей содержания мысли, строение самой мысли. Иными словами, логические формы мышления – это формы идеального существования предметов и явлений в целостном мышлении человека.
Всякая мысль, таким образом, характеризуется способом отражения предметного содержания отражаемого объекта и структурой (строением) самой этой мысли. Формы мышления, стало быть, включают в себя логические формы (однако к ним не сводятся), а также включают в себя по необходимости интуицию, воображение и другие стороны человеческого мышления.[2]
Заметим, что мышление подразделяется не только на истинное и неистинное, но и – на правильное и неправильное. Здесь под истинной мыслью понимается мысль, адекватно соответствующая тому, что существует в самой действительности. Если такого адекватного соответствия не имеется, то такая мысль квалифицируется как ложная.
Правильная же мысль – это такая мысль, которая построена по правилам логического мышления. Если при этом построении принятые правила мышления нарушаются, то такая мысль квалифицируется как неправильная.
Таким образом, логическое мышление характеризуется истинностью содержания (содержательной истинностью) и правильностью формы (формальной правильностью). Стало быть, чтобы в процессе логического вывода была достигнута истина, должны быть соблюдены следующие два условия:
1) исходные суждения (посылки), из которых строится рассуждение, должны быть содержательно-истинными;
2) структура мыслей должна быть формально-правильной.
Данный вывод может быть квалифицирован как выражение логического критерия истины в противовес практическому критерию истины, когда на основе многократного осуществления тех или иных практических действий человека, статистически выводится некоторое устойчивое понимание сути дела, которое и утверждается как истина.
Несоблюдение указанных выше двух условий ведет к возникновению двух типов ошибок. Ошибки, связанные с нарушением первого из отмеченных условий, называются фактическими, или содержательными. Погрешности мышления, связанные с нарушением второго условия, называются логическими, или формальными ошибками. Ошибки второго типа делятся на так называемые паралогизмы и софизмы. Под паралогизмами понимаются ошибки непреднамеренные, которые возникают вследствие недостаточной логической культуры человека. Софизмами называются такие погрешности мышления, которые определяются преднамеренным нарушением законов логики, приемами интеллектуального мошенничества, попытками выдать ложь за истину.
Сказанное означает, что мышление рассматривается логикой, прежде всего как "механизм" познания, как средство получения истинности выводного знания. При этом логику как систему упорядоченной мыслительной деятельности можно условно подразделить на преимущественно содержательную и преимущественно формальную. В этом смысле чисто формальная логика есть логика, полностью освобожденная от содержания. Такая логика может выступать как логика универсальная, годная, как говорят, "на все случаи жизни". Именно это обстоятельство и должно было подтверждать, по мысли Аристотеля, – фактического создателя научной формальной логики, – ту философскую предпосылку, что лишь форма (а не содержание) обладает действительной созидательной силой, благодаря чему из потенциального бытия (материи и четырех элементов: огня, воздуха, воды и земли) она создает действительное, реальное бытие. К примеру, как говорил сам Аристотель, мрамор только тогда становится произведением искусства, когда он принимает форму соответствующей статуи.
Другое по теме:
Дифференцированный подход при работе с личным составом. Работа с офицерским
составом
Профессиональные личностные качества офицеров формируются уже в ходе их образовательной подготовки в военных институтах и университетах, а также на факультетах военного обучения гражданских образовательных учреждений. Однако их последующее совершенствование (иногда – коррекция) происходит уже в войсках. В связи с этим в военно-педагогической литературе выделяются некоторые особенности воспитател ...
Экспериментальное изучение развития внимания в психолого-педагогических
условиях у детей старшего школьного возраста с нарушением речи. Задачи,
методы и организация исследования
Практическая часть состояла в организации и проведении экспериментального исследования по изучению развития внимания у детей старшего школьного возраста с разным уровнем речевого развития.
В ходе теоретического изучения проблемы развития внимания в психолого-педагогических условиях у дошкольников была выдвинута гипотеза: уровень развития внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением ...
Психология личности
Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». В мире живых существ только человек может быть назван личностью. Вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся в ними, он становится субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя, то есть личностью. ...