Роль неблагоприятных факторов семейного воспитания в формировании агрессивности
Страница 6

Психология » Специфика взаимоотношений с матерью как условие агрессивности в подростковом возрасте » Роль неблагоприятных факторов семейного воспитания в формировании агрессивности

4) Педантично-подозрительный стиль, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребёнка, круг его общения, интересов, занятий.

5) Жёстко-авторитарный стиль присущ родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребёнка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный приём - физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, беззащитных.

6)Увещевательный стиль характерен для родителей, проявляющих по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитающих увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий. Дети в таких семьях, что называется, “садятся на голову”, возникают ситуации из басни Крылова «А Васька слушает, да ест».

7) Отстранённо-равнодушный стиль возникает в семьях, где родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно - отстранённое отношение матери.

8) Воспитание по типу «кумир семьи» часто возникает по отношению к “поздним” детям, когда долгожданный ребёнок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребёнка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.

9) Непоследовательный стиль - когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания, слёз, ругани до умилительно - ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей.

Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей.

Как известно, эмоциональным центром семьи, задающим тон в семейных отношениях, является чаще всего мать, женщина. Характер отношений матери и ребёнка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом определяет характер и судьбу уже взрослых детей.

Особенно опасны авторитарность, жёсткость, чрезмерное доминирование матери. Такого рода жёсткое авторитарное поведение депривирует психическое развитие детей и чревато неприятными последствиями. В том случае, если у ребёнка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно - психическим заболеваниям. В случае же, когда у ребёнка сильный тип нервной системы, доминантность, жёсткость матери приводит к тяжким, невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, к эмоциональной невосприимчивости детей, отсутствию эмпатии, агрессивности, что может привести к жестоким тяжким преступлениям[53].

Ошибки семейной педагогики особенно ярко проявляются в системе наказаний и поощрений, практикуемых в семье. Как чрезмерное попутительство, так и чрезмерная жестокость родителей одинаково опасны в воспитании ребёнка.

Становится очевидно, что становление агрессивного поведения начинается в семье. На него влияет степень сплочённости семьи, степень эмоциональной близости между родителями и ребёнком, стиль семейного руководства. Характер семейного руководства имеет непосредственное отношение к становлению и упрочению агрессивного поведения. Родители, применяющие крайне суровые наказания и не контролирующие занятия своих детей, рискуют обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны. У детей один из главных путей научения агрессивному поведению - наблюдение за чужой агрессией.

Подростки, дети, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению.

В подростковом возрасте особенно ярко проявляются акцентуации характера, отличающиеся тем, что при действии психогенных факторов, адресующихся к наиболее «слабому», уязвимому месту соответствующей акцентуации, могут наступать нарушения социальной адаптации, отклонения в поведении[54].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Тест Холланда «Мечты о профессиях»
Каждый год миллионы людей приходят к пониманию важности точного определения круга своих профессиональных интересов. Уже более 10 млн. человек воспользовались данной методикой для изучения данных о себе. Она была изучена исследователями во многих странах и показала прекрасные результаты. Она дает не только скрупулезное описание типов индивидуумов и профессий, но и дает возможность определить соот ...

Основные типы конфликтов.
Существуют два основных типа конфликтов - внутриличностный и межличностный (хотя некоторые авторы увеличивают это число до четырех, шести и более). Необходимо четко различать, что конфликт у чело­века может быть, если не с самим собой, то с окружающими - и здесь, как говорится, третьего не дано. Внутриличностный конфликт - состояние неудовлетвореннос­ти человека какими-либо обстоятельствами ег ...

Отношение к деньгам у разных социальных групп
Деньги становятся мощным фактором разобщения людей в самых различных сферах - духовных ценностей, материальной обеспеченности, идеологических взглядов, социального расслоения. При стабильных условиях в стране отношение к заработку складывается в связи со специфическими психологическими особенностями людей. Вольно или невольно они различаются по отношению к трудовой деятельности на группы. Первая ...