Теоретические основы проблемы развития памяти и мнемических процессов у детей с нарушением зрения. Психологическая основы развития памяти и основных мнемических процессов в дошкольном возрасте
Страница 3

Психология » Особенности развития памяти и мнемических процессов у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста » Теоретические основы проблемы развития памяти и мнемических процессов у детей с нарушением зрения. Психологическая основы развития памяти и основных мнемических процессов в дошкольном возрасте

Основное значение приобретает вопрос о зависимости запоминания от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Повседневные наблюдения свидетельствуют о том, что большая часть того, что мы запоминаем в жизни, запоминается нами непроизвольно, без специального намерения, и многое из того, что мы совсем не стремились запомнить, запоминаем так, что мы никогда не сможем забыть, – даже если бы этого и захотели. [4]

Исследования П. И. Зинченко (1978) в этом плане убедительно показали, что установка на запоминание, делающая запоминание прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности запоминания: непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. [29]

Посвященное той же проблеме исследование А. А.Смирнова (1967) подтвердило тот факт, что непроизвольное запоминание может быть более продуктивным, чем намеренное запоминание. Экспериментальные данные показали также, что преимущество непроизвольного запоминания над произвольным при отсроченном воспроизведении оказывалось значительнее, чем при непосредственном воспроизведении, иногда более чем в два раза.

При сознательном запоминании и заучивании существенное значение приобретает рациональная организация первичного восприятия материала.

Когда целью является не воспроизведение, а лишь узнавание или опознание в последующем того, что в данный момент воспринимается, восприятие принимает характер специального ознакомления с предметом, выделения его опознавательных признаков и т.д. [59]

Исследования З. М. Истоминой (1978) показали, что в работе по закреплению материала, который человек должен запомнить, обычно значительное место отводится повторению. Продуктивность повторения зависит в значительной степени от того, в какой мере этот процесс превращается в новую переработку материала, связанную с новым, более углубленным его осмысливанием. Повторение, таким образом, не противопоставляется осмысливанию, а само пронизывается им, превращаясь во вторичную осмысленную переработку. Существенным условием запоминания является понимание.

М.И. Еникеев (1996) отмечает, что запечатление и запоминание проявляются в узнавании и воспроизведении. Из них узнавание является генетически (во всяком случае, в онтогенезе) более ранним проявлением памяти.

Узнавание выделяется из восприятия, и на первый план выступает деятельность соотнесения, сопоставления чувственных качеств, возникающих в процессе восприятия образа с предметом. Узнавание может происходить в нескольких планах. Самая элементарная первичная его форма это более или менее автоматическое узнавание в действии. Эта первая ступень узнавания проявляется в виде адекватной реакции на первичный раздражитель. Такое узнавание в действии возможно без узнавания в виде сознательного отожествления нового восприятия с предшествующим.

Следующей ступенью являются формы узнавания, которые связаны с чувством знакомости, без возможности, однако, отожествления узнанного предмета с ранее воспринятым.

Третьей ступенью узнавания является отожествление предмета. Предмет, данный в одном контексте, в одной ситуации, выделяется из этой ситуации и отожествляется с предметом, данным ранее в другом контексте. Такое узнавание по существу предполагает оформленность восприятия в понятии. Оно в свою очередь может совершаться на различных уровнях и на различном основании. [29]

В процессе воспроизведения воспроизводимое не только воспроизводится, но в известной мере и формируется, поскольку речевое оформление смыслового содержания формирует само это содержание. Мысль включается в процесс воспроизведения, уточняя, обобщая, систематизируя, перерабатывая и реконструируя содержание. Поэтому в самом существе воспроизведения заложена реконструкция воспроизводимого (в результате мыслительной его переработки) как существенный аспект воспроизведения. [33]

Воспроизведение может совершаться непроизвольно, определяясь в основном ассоциативным механизмом и неузнаванными установками. Оно может происходить и на основе сознательной установки на воспроизведение, превращаясь в таком случае в сознательный процесс вспоминания или, при затруднениях, припоминания. [59]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Процессуальная модель предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций
Целью разрабатываемой модели является формирование устойчивой и последовательной системы норм и ценностей подростка и разрушение появившихся у него элементов готовности к асоциальному поведению, то есть его предупреждение. Модель предполагает индивидуальную и групповую работу в школе, работу с детскими объединениями в разных движениях, организациях и союзах для формирования лично и общественно з ...

Запрет на «двойные отношения»
(Двойными называются те отношения, в которых психолог, кроме профессиональной, выступает еще в какой-либо роли по отношению к клиенту). Психологи предпочитают не вступать в контакт с клиентами за пределами профессиональных отношений, в том числе и после окончания терапии, поскольку подобные контакты могут нанести вред клиенту. В ситуациях, когда психолог не может избежать внепрофессиональных о ...

Показатели по шкале Айзенка
экстраверсия (Extraversion) тип (E) и нейротизм (Neuroticism) тип (N) - психотизм (Psychoticism) (Д) Для 1 испытуемого Для 2 испытуемого Для 3 испытуемого Для 4 испытуемого Для 5 испытуемого Для 6 испытуемого Для 7 испытуемого Для 8 испытуемого Для 9 испытуемого Для 10 испытуемого ...