Образ педагога в современной научной литературе. Основные
подходы к образу педагога в педагогической психологииСтраница 1
В самый ранний период духовный мир человека определялся той средой, в которой жили люди. Взаимоотношения окружающей среды и человека, его место в природном мире многое объясняют в психологии людей и помогают увидеть истоки некоторых черт характера даже современного человека. Принятие Русью христианства благоприятствовало приобщению Киевской Руси к мировой цивилизации. Обучение детей вначале вели пришлые греки, потом выучившиеся у них русские священники и впоследствии перенявшие у священников учительскую науку дьячки и миряне – «мастера» грамоты. Таким образом, на Руси постепенно сформировался особый, отличный от западноевропейского, образ учителя, который характеризовался своими взглядами на воспитание и образование, своими отношениями к общечеловеческим ценностям, способами передачи их от поколения к поколению. Во время правления Ярослава Мудрого открывались школы «учения книжного» не только в Киеве, но и в Новгороде. А к XIII веку школы существовали уже во многих городах Руси.
Очень большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри. Они фактически представляли собой крупнейшие центры образования того времени. [8] В XIV – XVI веках на Руси подготовка ребенка к взрослой, самостоятельной жизни осуществлялось посредством овладения трудовыми навыками. Учителями становились светские лица – мелкие служители канцелярии, приказные лица, а также представители низшего духовенства – певчие, чтецы, диаконы. За религиозное воспитание детей отвечала церковь. Связь между образованием и церковью все более укреплялась. При этом, как отмечал известный историк П.Р. Каптерев, три черты были свойственны русскому обучению в то время: «продолжительность, многий труд и битье». Физические наказания использовались постоянно, обучение было трудным, однообразным и не соответствовало особенностям и возможностям детского возраста, поэтому оно не могло обходиться без насилия. Таким образом, учителем этой эпохи был священнослужитель, который обучал детей исключительно своему делу, это был человек строгий, презирающий светские науки и считающий, что знания детям можно дать только посредством жестокого обращения к ним. Существовавшие тогда способы обучения вполне отвечали потребностям государства и общества, какая-либо новая организация образования казалась ненужной, и до XVII века государственных школ грамоты в России не было. Самым образованным сословием было духовенство. В монастырях можно было получить широкое по тем временам образование. В целом в XVII веке в начальном обучении не произошло каких-либо значительных перемен. Обучение грамоте традиционно осуществлялось в семье, у домашнего учителя, в училище или индивидуально у «мастера грамоты», при монастырях и церквях. В обязанность учителя входило посоветовать ученику в соответствии с его летами, наклонностями и способностями, какими науками ему следует заниматься. За непослушание учитель наказывал детей, но не тирански, а наставнически, не сверх меры, а по силам. Если же учитель допускал проступки, то он не мог быть не только учителем, но и жить в братстве.
В XVI веке, в период правления Ивана Грозного, террор, крестьянские волнения, разруха фактически приостановили экономическое и культурно-образовательное развитие страны. В 1687 году в Москве было открыто первое высшее учебное заведение – Эллино-греческая, впоследствии Славяно-греко-латинская академия, где серьезно обучалось не только богословие, но и светские науки. Здесь учитель выступал в образе наставника, но наставника жестокосердного, который следовал тем же канонам воспитания, как и в предыдущие времена. В России XVII века появились образовательные учреждения нового типа, при организации которых учитывался опыт западноевропейских средневековых школ, но учителя были сами недостаточно образованными, поэтому не могли дать детям нужный объем знаний. Жестокое обращение все еще имело место в процессе воспитания и обучения. [4]
В первой четверти XVIII века была создана сеть новых духовных школ. Они получили название архиерейских, были только начальными и открывались по инициативе тех духовных служителей, которые поддерживали преобразования в государстве. Развитие педагогической мысли и школьной практики в России 40 – 60-х годов XVIII века неразрывно связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711 – 1765) – ученого-энциклопедиста, художника и поэта, поднявшегося в истории мировой культуры на уровень гения. С начала 60-х годов XIX века началась подготовка новой школьной реформы, одним из первых документов которой стало «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения». Особое место в «Положении» отводилось вопросу о личности учителя. Право преподавания в училищах получали как лиц духовного звания, так и светские лица, которые должны были получить разрешение на преподавание. Реформы образования привели к эволюции образа учителя. Теперь это были люди более образованные, физические наказания стали использоваться намного реже. К.Д. Ушинский, применительно к России выделил три основных принципа воспитания: народность, христианскую духовность и науку. Он сделал попытку дать обоснование значимости труда как фактора правильного психического развития ребенка и его воспитания.
Другое по теме:
Физиологические потребности
Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она о ...
Разброс выборки
Разброс (иногда эту величину называют размахом) выборки обозначается буквой R. Это самый простой показатель, который можно получить для выборки - разность между максимальной и минимальной величинами данного конкретного вариационного ряда, т.е.
R= хmax - хmin
Понятно, что чем сильнее варьирует измеряемый признак, тем больше величина R, и наоборот. Однако может случиться так, что у двух выборочн ...
Исследование типа личности ролевика. Программа исследования. Карл Густав
Юнг: аналитическая психология
Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей: коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретениями, то коллективное бессознательное – своего рода "память поколений", то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал: & ...