Идентичность личностиСтраница 3
4. Социальные группы и членство в них связаны с сопутствующей им положительной или отрицательной оценкой, существующей в обществе, следовательно, социальная идентичность может быть положительной или отрицательной. Например, на протяжении столетий принадлежность к мужскому полу ценилась выше, чем к женскому, аристократические слои общества – выше плебейских и т.д.
5. Оценка собственной группы индивидом определяется взаимоотношениями с некоторыми другими группами через социальное сравнение ценностно-значимых качеств и характеристик. Сравнение, результатом которого становится положительное отличие своей группы от чужой - порождает высокий престиж, отрицательное - низкий.
6. Когда социальная идентичность не удовлетворяет членов группы, они стремятся либо покинуть группы, к которой в данный момент принадлежат, и присоединится к более высоко оцениваемой группе, либо сделать так, чтобы их настоящая группа стала позитивно отличной от других.
Таковы основные характеристики социальной идентичности, которая вместе с личностной идентичностью образует единую когнитивную систему «Я-концепцию». В целях приспособления к различным ситуациям «Я-концепция» регулирует поведение человека, делая более выраженным осознание либо социальной, либо личностной идентичности. Большая выраженность в самосознании социальной идентичности и влечет за собой переход от межличностного поведения к межгрупповому. Основной чертой последнего является то, что оно контролируется восприятием себя и других с позиций принадлежности к социальным категориям. Как только на первый план в «Я-концепции» выходит социальная идентификация, личность начинает воспринимать себя и членов своей группы как имеющих общие, типичные характеристики, которые и определяют группу как целое. Это ведет к акцентуации воспринимаемого сходства внутри группы и воспринимаемого различия между теми, кто относится к разным группам.[7]
Категории «Я-концепции» базируются на восприятии внутригруппового сходства и межгруппового различия.
Для социальной составляющей «Я-концепции» важны три условия самокатегориза-ции:
1. Высший уровень – категоризация себя как человеческого существа, обладающего общими чертами со всеми представителями человеческого вида, в отличии от других форм жизни и нежизни.
2. Промежуточный уровень – ингрупповая – аутгрупповая - категоризация, основанная на сходстве или различии между людьми, определяемыми как члены именно этих социальных групп, а не каких-то других;
Низший уровень – личностная самокатегоризация, основанная на отличии себя как уникального индивида от других членов своей группы.
С позиции личностной категоризации человек отказывается воспринимать сходство между группами и соответственно сходство между собой и членами как «своей» так и «чужой» группы. С позиции групповой идентичности не воспринимаются различия, имеющиеся на более низком уровне, поэтому члены другой группы представляются сходными, а восприятие себя максимально сближается с восприятием членов своей группы.
Другое по теме:
Характер как система устойчивых черт личности. Типология характера
Характер — индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:
к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм” жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. ...
Пробуждение Кундалини
"Проявления этой формы кризиса напоминают описания пробуждения "змеиной силы", или Кундалини, которые можно найти в древней индийской литературе. Согласно йоге, Кундалини – это форма творческой космической энергии, которая в латентной форме пребывает в основании позвоночника человека. Она может активизироваться с помощью медитации, специальных упражнений, в результате непосредстве ...
Субъективное восприятие экономики. Экономическое благополучие
Ощущение экономического благополучия связано с понятием субъективного благополучия.
Субъективное благополучие – понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности [44].
В понятие субъективного б ...