Накатывание
духа или экстатическое состояниеСтраница 1
Довольно ясное представление об экстатическом состоянии и условиях его возникновения во время молитв можно получить, познакомившись с рассказом члена хлыстовской секты «Богомольский союз» Андрея Зотова: «Мне самому случалось после долгого воздержания от плотского греха и строгого поста на собраниях плакать, как никогда не плакивал, просил сперва у Филиппика (Копылова), а потом у братии и сестер одного с нами союза прощения, каялся в грехах, и, когда мне прощали, я начинал смеяться и так становилось на душе легко и радостно, что я прыгал до изнеможения». Он рассказывает о том, что в секту «принимали следующим порядком: когда человек уже прослушивал несколько раз основы вероучения и изъявлял желание вступить в общину, его заставляли несколько дней кряду поститься и молиться, потом он приходил в собрание и его испытывали. Сумеет ли он довести себя до состояния экстаза? Под влиянием песнопений человек зачастую начинал рыдать, рыдание сменялось буйной радостью и т. п. Это истерическое состояние считалось предзнаменованием того, что вновь посвященный обретает дар пророчества». Указанный обряд сами сектанты называли «хождением в духе», «накатыванием духа», «восхищением духом», «духовной радостью». В нем, как это видно, сочетаются два рода явлений: физиологические (смех, слезы) и психические (чувство легкости, радости, умиления). Правда, нередко обряд доводил верующего до прямого расстройства сознания (беспамятство, галлюцинации). В развитии экстаза наблюдается определенная последовательность. Первые проявления экстаза обнаруживаются у человека в таких факторах, как возбуждение, учащение работы сердца, изменение цвета и выражения лица, необычный блеск глаз, изменение температурных ощущений, а также в плаче, рыданиях и т. п. Слезы непременно сопутствуют экстатической молитве. Сцены со слезами, воплями, рыданиями постоянно происходят на хлыстовских, пятидесятнических, скопческих молениях. Не только пение, молитва, но даже одна мысль о страданиях Христа часто приводит сектантов в состояние экстаза. Слезы сплошь и рядом переходят в смех, непроизвольные гримасы, кривлянье, воздыхания, стоны, крики, вызываемые дыхательными спазмами. Все эти явления постепенно переходят в непроизвольные судорожные движения мышц. Человека начинает трясти. Под влиянием этих движений люди один за другим начинают принимать неестественные позы, дергаться, бить себя в грудь, рвать на себе волосы. Все более и более входя в экстаз, они занимаются настоящим самоистязанием. От притоптывания сектанты переходят к подпрыгиваниям, которые продолжаются по нескольку часов кряду, Они искренне верят, что ими в этот момент владеет сам Дух Святой. Правда, имеются случаи притворного хождения в духе и духовного крещения. Иногда опытные вожаки секты, не желающие подвергать свою психику потрясениям, связанным с экстатическими состояниями, попросту играют роль. Однако большинство верующих действительно доводит себя до исступления. «Толпа всегда готова слушать человека, одаренного сильной волей и умеющего действовать на нее внушительным образом. Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил» (18).
После радения устраивается общая трапеза: угощение чаем и закуской. В современной хлыстовской общине, носившей конспиративное название «Сад», подобные трапезы совершались и в начале собрания для придания радению видимости семейных и дружеских встреч. Собрание обычно начиналось с обеда: за накрытым столом с разнообразной закуской рассаживались мужчины и женщины в белых рубашках. Пророк поднимался с места и начинал читать проповедь, говоря о мирской суете, о спасении души, о бренности земного существования, о грехе. После проповеди все присутствующие рассаживались вдоль стен и начинали петь, сначала медленно, тихо, протяжно, затем громче и громче. Пение постепенно вводило присутствующих в состояние духовного веселья. В ритм песен верующие пристукивали ногами, хлопали руками. С ускорением ритма начиналась всеобщая пляска — хождение в духе. Как бы сам собой образовывался круг, в середину которого входил пророк. Постепенно темп движения нарастал. Иные приходили в исступление, другие падали в обморок: на них якобы снизошла благодать. Такие обеды устраивались по самым разным поводам.
Другое по теме:
П.ФЛесгафт
Основу классификации игр заложил П.Ф.Лесгафт
Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации – разыгрывание сказок и рассказов; строительные)При всем разнообразии творческих игр их объединяю ...
Поле опыта
Поле опыта уникально для каждого индивидуума; это поле опыта или "феноменальное поле" содержит "все, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент, что потенциально доступно сознанию". Оно включает события, восприятия, ощущения, воздействия, которых человек, может быть, не сознает, но мог бы сознавать, если бы сфокусировался на них. Это частный, личный мир, к ...
Работа с межличностными отношениями в танце-двигательной терапии.
Сфера межличностных отношений, имеющая большое значение как для личностной динамики, так и, в широком смысле, для состояния социума, в условиях танце-двигательной терапии подвергается воздействию через систему социальной коммуникации, а именно - ее эмоциональное наполнение.
Исследования показывают, что танцедвигательная терапия помогает установить или восстановить межличностную коммуникацию. На ...