ВведениеСтраница 1
Актуальность. Успешность учебно-воспитательной работы в современной школе зависит от учета специфики психологических особенностей учащихся в переходные периоды их жизнедеятельности. Одним из наиболее рельефных периодов личностного развития школьников является их переход из начальной школы в среднюю, когда существенно меняется социальная ситуация развития.
Мой двадцатилетний опыт школьной практики свидетельствует о том, что переход на вторую ступень общего образования не всегда происходит у учащихся бесконфликтно и безболезненно. Не все школьники оказываются психологически готовыми к преодолению трудностей адаптационного периода, не все поднимаются в своем развитии до уровня соответствия новым требованиям. Переход же в 5 класс психологически неготовых учащихся может вызвать или еще более усугубить их негативное отношение к учебе и школе в целом. Трудности переходного периода прямо или косвенно влияют на эффективность обучения и воспитания, а также на психическое и соматическое здоровье школьников.
Адаптационный период обучения в 5 классе является для выпускников начальной школы особенно сложным, так как им приходится преодолевать ряд серьезных трудностей, испытывать на себе новые, порой непосильные требования. Именно в это время высока вероятность возникновения у учащихся школьной дезадаптации, приводящей к снижению школьной мотивации и успеваемости, развитию негативных психических состояний (тревожности, страхов и др.), снижению самооценки, нарушениям в общении со сверстниками и взрослыми. Всё это создает ситуацию адаптационного риска, который тем более вероятен, чем менее школьник к нему подготовлен.
Одним из условий, гармонизирующих процесс адаптации, является психологическая готовность младших школьников к обучению в основной школе, которая выступает субъективным фактором, способствующим профилактике, нивелированию и преодолению трудностей адаптационного периода. Первый год обучения на второй ступени общего образования имеет для школьников огромное значение, так как от его успешности во многом зависит то, как сложится их дальнейшая жизнь и деятельность в основной школе. Только специалисты, работающие с детьми в начальной школе, могут помочь решить эту и ряд других задач, связанных с подготовкой детей к переходу в основную школу. Мне как преподавателю начальных классов очень важно изучить данную проблему и помочь своим учащимся как можно легче адаптироваться в пятом классе.
Объектом исследования является психологическая готовность младших школьников.
Предметом исследования – особенности психологической готовности младших школьников к переходу на вторую ступень общего образования.
Цель исследования: психологический анализ трудностей в деятельности и общении школьников при переходе из младшей школы в среднюю.
Гипотеза исследования. Адаптация учащихся пятых классов будет полностью успешной только при организации специальной совместной работы психологов, педагогов и родителей по формированию готовности школьников к переходу на вторую ступень общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить социально-педагогическую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Изучить структуру психологической готовности ребенка к обучению в основной школе.
3. Провести диагностику по психологической готовности к обучению в средней школе.
Методологическая база исследования. При работе над исследованием использованы теоретические разработки и практические исследования отечественных и зарубежных исследователей по проблемам возрастного развития (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина, Э.Эриксона, З.Фрейда, Ж.Пиаже); отечественные и зарубежные разработки проблем адаптации (Г.А.Цукерман, Е.В.Новиковой, В.Е.Кагана, А.Л.Гройсмана, Ю.К.Бабанского, Б.С.Круглова, В.В.Давыдова, В.Т.Кудрявцева, Д.Хамблина). Изучены структура, диагностика, формирование психологической готовности к школе (Т.Н.Князевой, опросник Филлипса).
Исследователи отмечают огромную важность изучения "проблемы пятых классов" и разработки основных направлений оптимизации процесса перехода младших школьников в среднюю школу.
Методы исследования.
В ходе проводимого эксперимента использовались следующие методы психолого-педагогического исследования: теоретические (изучение психолого-педагогической литературы); эмпирические (наблюдения, беседы с детьми и родителями, изучение опыта работы коллег); диагностические (проведение диагностики по книге Т.Н.Князевой "Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе".)
Другое по теме:
Психологическая мысль в эпоху эллинизма
В результате походов македонского царя Александра (IV век до н.э.) возникла крупнейшая мировая монархия древности. Вскоре она распалась, и ее распад открыл новый период в истории Древнего мира - эллинистический, для которого был характерен синтез элементов культуры Греции и стран Востока.
Положение личности в обществе коренным образом изменилось. Свободный грек утрачивал связь со своим родным г ...
Характер и темперамент
Какова связь темперамента с характером? Характер человека — это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованно ...
Реакция эмоционального дисбаланса
1. Реакция эмоционального дисбаланса характеризуется отчетливым превалированием отрицательной гаммы эмоций. Общий фон настроения снижен. Человек ощущает чувство дискомфорта той или иной степени выраженности. Иные переживания (такие, как подавленность, раздражительность, тоскливость, беспомощность, наблюдающиеся так же и в картине других типов ситуационной реакции) выражены обычно слабо и общей к ...