Эмпирическое исследование особенности психологической готовности младших
школьников при переходе их начальной школы в среднюю. Диагностическое
исследование психологической готовности учащихся 4В клаСтраница 3
Специфика и роль общения могут варьироваться, но без негативных проявлений. Суммарная оценка 12 – 23 балл.
III уровень
Целеполагание и планирование предстоящей деятельности определены неточно, неполно или (и) с нарушением последовательности. В ходе выполнения задания часть необходимых логических операций отсутствует, может нарушаться последовательность их выполнения. Ход решения учебной задачи содержит ошибки, которые ребенок, как правило, не исправляет. Обосновать ход решения затрудняется, или пояснения носят отрывочный, непоследовательный характер.
Уровень итогового самоконтроля может варьироваться, но степень осознанности при классификации ошибок значительно ниже уровня эффективности их поиска. Самооценка близка к адекватной, когда неуспех деятельности очевиден, и имеет тенденцию к завышению, если правильно выполнена определенная часть задания.
Интерес к выполнению задания ситуативен и, как правило, зависит от успешности его выполнения. Трудности понижают мотивацию как к выполняемому заданию, так и к перспективе дальнейшей учебной деятельности. Стремление к самостоятельности может проявляться как правило, лишь в начале работы, к её концу активность и самостоятельность действий значительно снижается. Восприимчивость к помощи снижена, требуется ряд шагов стимулирующей, поясняющей и содержательной помощи. Социальная направленность может варьироваться от яркой потребности в совместных действиях до полной изоляции и стремления к индивидуальной деятельности. Однако социальное взаимодействие привлекает больше как форма общения, а не как способ решения учебной задачи. В некоторых случаях могут фиксироваться негативные эмоциональные реакции по отношению к партнёру.
Суммарная оценка 24 – 35 баллов.
IV уровень
Цель деятельности ребенок самостоятельно определить не может. План либо отсутствует, либо фиксируются отдельные высказывания, не характеризующие последовательность выполнения задания. При выполнении задания ребенок не производит необходимых мыслительных действий (сравнения, обобщения, классификации), допускает много ошибок, которые самостоятельно не исправляет. Обосновать ход решения не может, речь односложная, непоследовательная.
Уровень самоконтроля низкий: находит менее половины имеющихся в тексте ошибок, тип (орфограмму) которых определить не может. Самооценка, как правило, имеет тенденцию к завышению, хотя некоторые результаты деятельности, особенно негативного плана, могут оцениваться адекватно. При самостоятельной оценке на вербальные критерии не ориентируется.
Интерес к заданию выражен слабо, чаще только на начальном этапе. Потребности в самостоятельной деятельности не проявляет. Восприимчивость к помощи низкая, необходим комплекс шагов содержательной и других видов помощи. Потребность в сотрудничестве, как правило, ярко не проявляется, в некоторых случаях отмечаются негативные эмоциональные реакции по отношению к партнеру.
Суммарная оценка 36 – 47 баллов.
V уровень
Цель и план деятельности ребенком не определены. Основные мыслительные операции в ходе выполнения задания не фиксируются: ход решения либо отсутствует, либо не соответствует учебной задаче. Уровень самоконтроля низкий: своих ошибок не исправляет, в тексте находит менее 20% из имеющихся, определить их тип не может. Самооценка завышена, на данные вербальные критерии не ориентируется. Переживаний по поводу неуспеха в деятельности, как правило, не испытывает.
Суммарная оценка 48 – 60 баллов.
Результаты диагностики показали, что не все учащиеся четвертого класса готовы к переходу в среднее звено на высоком уровне. Некоторые школьники требуют организации с ними дополнительной работы педагогов, психологов и родителей.
Другое по теме:
Теоретические основы исследования взаимосвязи
профессионализма и индивидуальных психологических особенностей личности. Актуальность диагностики профпригодности
людей, ее взаимосвязь с дальнейшим ста
Труд является неотъемлемой частью человеческой жизни. Без него немыслимо не только существование и жизнедеятельность человека, но и само его развитие как личности. Помимо этого, труд также является и способом познания и преобразования окружающего мира, целью, потребностью, смыслом жизни.
Трудовая деятельность сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Каждый человек связывает с професс ...
Психологическое консультирование
Психологическое консультирование - непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа.
Cуть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными научными знани ...
Организации помощи в преодолении духовного кризиса
Каждый случай духовного кризиса уникален и оказание помощи конкретному человеку требует индивидуального подхода. Основными направляющими факторами при её оказании являются форма духовного кризиса, его острота и условия социального окружения. Иногда человеку может потребоваться лишь специфическая консультативная поддержка, в других случаях потребуется привлечение к поддержке родных и знакомых, в ...