Групповая работа с детьми с нарушениями речи по верботональному методу
Страница 3

Психология » Обучение и реабилитация детей с нарушением слуха по верботональному методу » Групповая работа с детьми с нарушениями речи по верботональному методу

Занятия проводятся только с игрушками, без картинок. В конце первого года обучения можно вводить предметную картинку. Всё зависит от зрелости, от развития детей. Во время групповых занятий дети видят, осязают, слушают. Используются барабан и другие звучащие инструменты при усвоении новых понятий, например, «много – мало – нет». Специальных занятий по математике на первом году не проводится. Должна быть постоянная смена видов деятельности на занятии, чтобы вызвать заинтересованность детей и концентрировать внимание на слушание.

Главное, чтобы ребёнок понимал материал, мог найти его в окружающем мире. Он не называет пока цвет предмета, но может найти его в своём окружении. Дети должны много видеть, ощущать, узнавать через тело, чувствовать. Не надо форсировать, если не может ребёнок сказать. Главное, чтобы он набирался чувственного опыта, ощущений, познаний мира практически. Ребёнок много слушает – слушает, а на втором году и кажет, но это будет естественная потребность в речи. На первом году визуально не требуется речи, вернее, она выражается в основном звукоподражаниями, вокализацией, лепетом. Педагог не должен объяснять, а организовывать , регулировать действия детей, поддерживая их активность.

Принята концентрическая система обучения. Темы повторяются, чем взрослее дети, тем шире объём материала, предложения расширяются, диалог богаче. От конкретного идём к абстрактному. На втором году изучается тоже самое , что и на первом году – окружающее, но более расширенно. Например, наблюдение за солнцем – «а!» Дождь – «папапа!» (повышение или понижение голоса в зависимости от силы дождя). Дети как бы сами побывали под дождиком, почувствовали его. Обязательна эмоциональная окраска всего увиденного, своё отношение к происходящему. Дети знакомятся со всеми помещениями детского отделения. Дети усваивают такие математические понятия, как «много – мало – один два». Счёт от 1 до 5. При этом пользуются сенсорномоторным путём – слух, визуально, тактильно. Используются все анализаторы. Позже на третьем или четвёртом годах обучения вводятся математические символы > и <,=, на последнем году обучения – цифры, соотношение количества с цифрой. У детей формируются представления о размерах вещей. О пространстве и времени, дети учатся сравнивать, знакомятся с геометрическими фигурами. Если на первых порах они знают членов семьи, то на втором году они узнают, чтоо делают члены семьи, затем знакомятся с темой «Родительский дом».

Каждый день надо говорить о конкретном, развивать мышление детей, задавать причинноследственные вопросы, которые заставляют размышлять. А это диалог –диалог и ещё раз диалог. Глаголы употребляются в настоящем времени. Форма глагола, грамматика лучше всего усваиваются в диалогах. Это очень важно. Работа ведётся и слухозрительно, и на слух. Дети всеми годами обучения подготовлены к этому виду деятельности. Они накопили достаточно представлений и понятий. Они научились размышлять. Главное, чему должны научиться дети в дошкольном периоде – это размышлять, а не повторять, как попугаи, только при этом условии они смогут успешно учиться в школе. Даже если они не умеют читать и писать, но у них работает голова, они умеют мыслить, они быстро смогут освоить чтение и письмо. На групповых занятиях педагог не увлекается коррекцией произношения, так как у детей падает интерес к занятиям. Эта работа проводится на индивидуальных слуховых занятиях и на фонетической ритмике.

Очень важно научить детей не только понимать вопросы, но уметь задавать их друг другу, вести диалог с товарищем. Если на первых порах это вопросы: «Кто это? Что это? Что делает?», из частей речи только существительное и глагол, подлежащее и сказуемое, то позднее появляются другие вопросы «Где? У кого? Почему? Зачем?». Ответы более распространённые. На четвёртом году обучения дети должны уже сказать такую фразу «Медведь – дикое животное». В его речи присутствуют прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. От простого предложения – к сложному. Из психологии известно, что изучение предметов окружающего мира становится полнее и глубже, если оно производится в сравнении с другими предметами. Сравнение даёт возможность найти сходство и различие между изучаемыми объектами. Нахождение общего в различном и различного в сходном представляет собой важный способ познания окружающего мира. Сравнение есть основа всякого понимания, всякого мышления. Всё в мире мы узнаём не иначе, как через сравнение. Глухому ребёнку важно помочь видеть предмет во всём его своеобразии и находить сходство с другими предметами, надо научить его процессам сравнения, используя все органы чувств в комплексе.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Психология личности
Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». В мире живых существ только человек может быть назван личностью. Вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся в ними, он становится субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя, то есть личностью. ...

Методы вторичной статистической обработки результатов эксперимента
С помощью вторичных методов статистической обработки экспериментальных данных непосредственно проверяются, доказываются или опровергаются гипотезы, связанные с экспериментом. Эти методы, как правило, сложнее, чем методы первичной статистической обработки, и требуют от исследователя хорошей подготовки в области элементарной математики и статистики. (7). Обсуждаемую группу методов можно разделить ...

Воспитание как часть педагогического процесса
Обучение - один из элементов педагогического процесса. Вторым важнейшим элементом выступает воспитание. Оба эти процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребенка. Воспитание способствует социализации ребенка в реальном мире и представляет собой один из путей ее осуществления. Это ключевой, основной элемент социализации, так как именно воспитание дает возможность ребенку ...